Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901918623.htm


Об изменениях в налоговую декларацию по
налогу на прибыль и в инструкцию по ее заполнению


         

 Вопрос:

    
    Налоговая декларация по налогу на прибыль с изменениями на 3 июня 2004 года. Коснулись ли эти изменения обособленных подразделений? Еще один вопрос по поводу этих изменений: изменения в инструкцию по заполнению налога на прибыль не коснулись нашей организации, и форма была отправлена ПО КНД 1151006, но в разделе 00205 приложения 5а к месту 02 не указана строка "является с/х производителем". Из-за этого ИМНС не приняла декларацию. Декларация отправлялась почтой. В 3 дневный срок уведомление из ИМНС не было получено. Оно было получено через 7 дней после получения ИМНС декларации. Имеет ли право налоговый орган выставлять штрафные санкции?
    
    

 Ответ:

    
    Согласно приказу МНС РФ от 3 июня 2004 года N САЭ-3-02/351@ "О внесении изменений и дополнений в приказы МНС России от 11 ноября 2003 года N БГ-3-02/614 и от 29 декабря 2001 года N БГ-3-02/585" внесены изменения и дополнения N 1 в форму декларации по налогу на прибыль организаций, а также внесены изменения и дополнения N 3 в Инструкцию по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций.
    
    С какого времени организации должны применять новую форму декларации, в самом приказе МНС РФ не указывается, однако в п.12 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" говорится, что приказы МНС России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.
    
    Поскольку за 10 дней до 28 июля 2004 года (последний срок представления декларации за полугодие) приказ с новой формой декларации по налогу на прибыль официально не был опубликован, отчитываться по налогу на прибыль за первое полугодие 2004 года можно было по старой форме.
    
    В подтверждение своих слов сошлемся на письмо Управления МНС РФ по Санкт-Петербургу от 3 сентября 2004 года N 02-05/19130@, где сказано буквально следующее:
    
    Поскольку вышеуказанный приказ МНС России был опубликован в официальном периодическом издании Правительства Российской Федерации "Российская газета" N 158 от 27 июля 2004 года, то внесенные им изменения и дополнения N 1 в форму декларации по налогу на прибыль организаций и изменения и дополнения N 3 в Инструкцию по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций вводятся в действие с 07.08.2004.
    
    С учетом вышеизложенного расчеты по налогу на прибыль организаций начиная с отчетности за январь - июль для налогоплательщиков, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи от фактической прибыли, и за 9 месяцев для налогоплательщиков, уплачивающих ежеквартальные авансовые платежи, представляются в соответствующие налоговые органы по формам, утвержденным вышеназванным приказом.
    
    Все изменения, внесенные в декларацию, можно разбить на три группы.
    

    Первая связана с новыми условиями налогообложения аграрных предприятий, которые не перешли на уплату единого сельхозналога. При составлении отчетности им нужно будет учитывать некоторые особенности. МНС указывает, что по сельскохозяйственной деятельности - при наличии другой деятельности - нужно вести обособленный учет доходов и расходов. Как результат ведения раздельного учета следует заполнять два разных листа 02: один - по деятельности, облагаемой по ставке 0 процентов, второй - по остальной деятельности.
    
    Приложения N 5 и 5а (по обособленным подразделениям) сельхозпроизводители сдают только начиная с 2006 года (когда ставка налога на прибыль составит 6 процентов). В 2004-2005 годах налоговая ставка для сельхозпроизводителей равна нулю, а потому распределение налоговой базы по обособленным подразделениям в эти годы не производится.
    
    Вторая группа изменений адресована участникам соглашений о разделе продукции и фактически сводится к замене понятия "инвестор" понятием "налогоплательщик".
    
    Третья группа поправок касается всех, но тоже носит технический характер.
    
    Так, изменились требования к объему отчетности для организаций, которые платят налог ежемесячно, исходя из фактической прибыли. Раньше в пункте 1.6 Инструкции говорилось, что такие фирмы могут заполнять только подраздел 1.1 раздела 1 декларации. Теперь дополнительно будут требоваться подразделы 1.3 и 1.4, где нужно показывать суммы налога с дивидендов.
    
    Более четко прописан порядок представления деклараций для предприятий, которые имеют обособленные подразделения, применяют специальные налоговые режимы, но одновременно продолжают платить налог с прибыли переходного периода. По своему местонахождению головная организация должна сдавать приложения 5 и 5а к листу 02, а по местонахождению каждого филиала - титульный лист, подраздел 1.1 раздела 1 и приложение 5а.
    
    Титульный лист тоже подправили. В нем больше не надо указывать номер квартала, за который составлен отчет. Остался лишь номер месяца. Причем эту ячейку должны заполнять только организации, которые начисляют налог от фактической прибыли.
    
    Теперь по поводу штрафных санкций.
    

    Из Вашего вопроса не ясно, за какой период Вы представили старую форму декларации.
    
    Если Вы представили старую форму за полугодие, то приказ МНС от 3 июня 2004 года N САЭ-3-02/351@ еще не вступил в силу, и Вы могли заполнить старую форму декларации.
    
    Если Вы представили декларацию по старой форме за 9 месяцев 2004 года, то, по нашему мнению, налоговый орган также не может применить штрафные санкции, поскольку статья 119 НК РФ предусматривает ответственность налогоплательщика за непредставление налоговой декларации. В соответствии с п.1 статьи 119 НК РФ за каждый полный или неполный месяц просрочки в представлении декларации налагается штраф в размере 5 процентов от суммы налога, который должен быть уплачен на основании этой "просроченной" декларации. Но Вы декларацию представили вовремя.
    
     В любом случае штрафные санкции с организации налоговый орган может взыскать лишь в судебном порядке, а Ваши шансы оспорить штраф в суде достаточно высоки.

    

М.Н.Чуприна,
генеральный директор
ООО "РосЭксперт-Аудит"
С.-Петербург, Щербаков пер., 4,
тел.: (812)320-92-90


16 декабря 2004 года N А3668