Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901921701.htm


Оплата излишков жилой площади



 Вопрос:


    Должен ли владелец кооперативной квартиры оплачивать излишки жилой площади?

    

 Ответ:


    Ваш вопрос сформулирован неверно. Каждый житель Санкт-Петербурга обязан оплачивать жилую площадь. Закон Санкт-Петербурга от 17 июня 2004 года N 306-47 "О социальной норме площади жилья в Санкт-Петербурге" (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 2 июня 2004 года) устанавливает социальную норму площади жилья для предоставления гражданам компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге. Вы очевидно имеете в виду, предоставляются ли вам компенсации по оплате излишков жилой площади?
    
    В соответствии с названным Законом социальная норма площади жилья составляет для отдельных квартир:
    
    36 квадратных метров общей площади для одиноко проживающих граждан;
    
    25 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи из 2 человек;
    
    20 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи, состоящей из 3 и более человек.
    
    При этом размер общей площади квартир определяется как сумма площадей всех их помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых - 1,0.
         
    Статья 12 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2001 года N 572-73 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 4 июля 2001 года) (с изменениями от 18 ноября 2002 года, 11 апреля, 9 декабря 2003 года, 30 января, 14, 28 июля 2004 года) гласит: "жители Санкт-Петербурга - граждане Российской Федерации имеют право на получение субсидии для покрытия части расходов по оплате жилья, в котором они проживают, и коммунальных услуг (далее - жилищная субсидия). Размер предоставляемой жилищной субсидии и порядок ее предоставления устанавливаются законом Санкт-Петербурга. Указанная жилищная субсидия может предоставляться путем установления таких тарифов на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг, величина которых составляет определенную часть фактической стоимости указанных услуг, с возмещением организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, оставшейся части фактической стоимости за счет бюджетных средств (субсидирование)".
    
    Указанная жилищная субсидия предоставляется жителям Санкт-Петербурга исключительно по месту их постоянного жительства. Граждане, владеющие двумя и более жилыми помещениями, независимо от форм собственности, оплачивают второе и последующие жилые помещения и связанные с ними коммунальные услуги по специальным тарифам, обеспечивающим полное возмещение фактической стоимости услуг, и не могут являться получателями жилищной субсидии в какой-либо форме для оплаты этих помещений.
    

    Отдельным категориям граждан, при недостаточности их доходов, предоставляется компенсация по оплате жилья и коммунальных услуг. Размер и порядок предоставления указанной компенсации определяется законом Санкт-Петербурга.
    
    Семьи, имеющие совокупный доход в расчете на одного человека, который не превышает установленный прожиточный минимум, имеют право на такую компенсацию, при которой собственные расходы семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на каждого из совершеннолетних членов семьи.

    Объем средств, предназначенных для выплаты указанных субсидии и компенсации, предусматривается в бюджете Санкт-Петербурга отдельной строкой.
    
    В Законе "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что оплата жилья и коммунальных услуг повышается с одновременным применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления им компенсаций (субсидий) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг на одного человека.
    
    Законодатель определил, что для граждан, пользующихся жилыми помещениями по договору найма, органам местного самоуправления дано право предоставлять льготы по оплате жилья и коммунальных услуг при площади жилья, превышающей социальную норму. Но это положение не относится к владельцам приватизированных квартир и частных домов.
    
    Для этой категории граждан плата за обслуживание жилой площади, превышающей социальную норму, должна производиться по ставкам и тарифам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда на текущий момент.
    
    Проще говоря, гражданам, имеющим излишки жилой площади, необходимо оплачивать обслуживание этих излишков в совокупности с коммунальными услугами (отопление, уборка мест общего пользования, мусороудаление, содержание придомовой территории) по ставкам без предоставления субсидий.
    
    Если гражданам не под силу оплачивать излишки жилой площади без предоставления субсидий в связи с низкими доходами семьи, в Законе "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что местная администрация, а также предприятия, учреждения, организации обязаны по обращению граждан о замене жилого помещения с площадью жилья, превышающей социальную норму, на жилое помещение в пределах социальной нормы предоставить им соответствующие жилые помещения.



Остромухов Л.Б.
"Юридический Центр "ЛЕКС"
СПб., Московский пр., д.7
тел.: (812) 310-43-05
[email protected]

26 января 2005 года N Ю7049