Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901922207.htm


 Земельный участок и расположенное на нем движимое имущество


 Вопрос:


    Может ли муниципальное образование заставить частное юридическое лицо оформить аренду на земельный участок, на котором расположено движимое имущество этого юридического лица? Речь идет о землях поселений, а имущество, расположенное на этом земельном участке, - шкаф АТС.



 Ответ:


    Если исходить из того, что шкаф - АТС движимое имущество (вероятно, сборно-разборная металлическая конструкция) и не отвечает признакам недвижимости (установленным в ст.131 ГК РФ), тем не менее, он располагается на земельном участке, что, безусловно, предполагает использование части земельного участка.

    В соответствии с п.3 ст.209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другми природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст.129 ГК РФ), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

    Главствующим законом, ругулирующим земельные отношения, конечно, является Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ).

    В силу прямого предписания содержащегося в ст.25 ЗК РФ права на земельный участок (в т.ч. и право пользования) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат в необходимых случаях государственной регистрации.

    На основании положения п.1 ст.26 ЗК РФ все права на земельные участки (в т.ч. право пользования) удостоверяются документами в соответствии с ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

    Таким образом, использование земельного участка, без соответствующего основания (например, договор аренды с собственником земельного участка) и, следовательно, без наличия документа о соответствующем праве пользования - является незаконным. Более того, за эти деяния предусмотрена административная ответственность в виде ст.7.1 КоАП РФ "Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности". Данный вывод подтвержден и существующей судебной практикой (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.05.2004 N Ф04/2731-308/А67-2004, ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2004 N А39-783/2004-87/3, ФАС Уральского округа от 05.10.2004 N Ф09-4066/04-АК).

    Что касается возможности муниципального образования к понуждению заключения договора, то действующим гражданским законодательством и иными федеральными законами РФ, при описанных в вопросе обстоятельствах, такая возможность законодательно не предусмотрена (см. также ст.445 ГК РФ).

    Из описанной в вопросе ситуации, также может возникнуть и еще одно неблагоприятное последствие для фактического пользователя земли, собственника располагающегося на нем движимого имущества.

    Так, в силу ст.ст.1, 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату. При этом для взимания платы за фактическое пользование землей неважно, заключен ли соответствующий договор (или иной документ) на использование земли, в любом случае использование земли осуществляется на платной основе (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 09.01.2002 N 7486/01).

                                                                                             

  Юрий Баринов,
Адвокат СПбГКА,
     консультант аудиторской
     фирмы "ICPA.corp.",
     контактный тел.:113-34-66

31 января 2005 года N Ю7090