Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901924923.htm


Налог на прибыль: операции по аренде находящегося в федеральной собственности имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием

    
    

 Вопрос:

    
    Как правильно учитывать для целей налогообложения прибыли операции по аренде находящегося в федеральной собственности имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием?
    
    

 Ответ:

    
    В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом Российской Федерации.
    
    В соответствии с пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
    
    Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
    
    Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
    
    Как любая коммерческая организация, унитарные организации учитывают доходы и расходы от деятельности в соответствии с нормами главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
    
    От сдачи имущества (включая объекты недвижимости) в аренду согласно договору аренды, заключенному с согласия собственника имущества, унитарное предприятие получает доход в виде арендных платежей.
    
    В соответствии с пунктом 4 статьи 250 Кодекса доход от сдачи имущества в аренду (субаренду) у арендодателя для целей налогообложения признается внереализационным доходом и включается в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
    
    Подпунктом 1 пункта 1 статьи 265 Кодекса установлено, что при наличии внереализационных доходов от сдачи имущества в аренду арендодатель вправе учитывать в составе внереализационных расходов расходы на содержание переданного по договору аренды имущества (включая амортизацию по этому имуществу).
    
    Такой порядок учета для целей налогообложения доходов от сдачи имущества в аренду установлен для организаций, для которых сдача имущества в аренду не является видом деятельности.
    

    Арендатор согласно условиям договора аренды уплачивает арендные платежи. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Кодекса арендные платежи за арендуемое имущество учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
    
    Пунктом 3 статьи 161 Кодекса установлены особенности уплаты налога на добавленную стоимость при реализации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления. При этом налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются налоговые агенты-арендаторы имущества.
    
    Что касается услуг по предоставлению в аренду федерального имущества другими организациями, не являющимися органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, то Кодексом особенностей уплаты налога на добавленную стоимость при оказании таких услуг не предусмотрено. Поэтому при оказании данных услуг налог на добавленную стоимость уплачивается организациями, оказывающими услуги по предоставлению имущества в аренду.
    
    Что касается сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), используемых для содержания федерального имущества, то эти суммы подлежат вычету в общеустановленном порядке.
    
    

  Р.Н.Митрохина,
Министерство финансов Российской Федерации

    
10 декабря 2004 года N МВ2580