Обнаружен брак. Как отразить возврат товара?
Вопрос:
1. Оприходован товар. В следующем месяце обнаружен брак. Как отразить возврат товара?
2. НДС считается по оплате. Налоговый период - месяц. Товар получен в июне, в июле оплачен. В июле же обнаружили брак.
Ответ:
При заключении договора купли-продажи покупатель исходит из того, что товар должен быть передан со всеми необходимыми принадлежностями и документами в согласованном количестве, ассортименте и комплекте (комплектности). Он должен быть установленного качества, находиться в надлежащей упаковке и (или) таре, а также быть свободным от прав на него третьих лиц.
Поэтому ненадлежащее исполнение поставщиком вышеназванного, в частности поставка некачественного (бракованного) товара, влечет абсолютно правомерный отказ покупателя принять и оплатить его (ст.475 ГК РФ).
Покупатель должен известить продавца о своих претензиях в сроки, указанные в договоре. Если же в договоре такой информации нет, то сделать это можно в течение двух лет со дня передачи товара продавцом (п.2 ст.477 ГК РФ), причем все претензии по качеству должны быть оформлены в письменной форме и переданы поставщику товарно-материальных ценностей.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, либо данным, указанным в сопроводительных документах, покупатель составляет акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по унифицированной форме N ТОРГ-2 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 года N 132), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.
В настоящее время форма претензионного письма законодательно не установлена, поэтому покупатель составляет его в произвольной форме. В письме за подписью руководителя организации следует указать:
сведения о договоре между поставщиком и покупателем, на основании которого был поставлен товар;
сведения об акте расхождений;
требования, предъявляемые продавцу;
сумму и расчет претензии с полным обоснованием (если претензия подлежит денежной оценке, обстоятельства, на которых основываются требования с доказательствами, подтверждающими их, со ссылкой на соответствующее законодательство);
другие сведения, необходимые для урегулирования спора.
Если покупатель утверждает, что поставленный товар некачественный, а продавец с этим не согласен, определить, кто прав, можно, обратившись в:
аккредитованные испытательные лаборатории (центры) - по товарам, подлежащим обязательной сертификации (Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, приведен в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1013);
органы по добровольной сертификации - по товарам, которые не подлежат обязательной сертификации;
организации, компетентные в вопросах определения качества какого-либо товара по роду своей деятельности - по товарам, не подлежащим обязательной сертификации и не прошедшим добровольную сертификацию.
При полном удовлетворении претензии в ответе, как правило, указываются сумма признанной претензии, номер и дата платежного поручения, которым перечислена сумма для удовлетворения претензии, или срок и способ удовлетворения претензии, если последняя не подлежит денежной оценке.
При частичном удовлетворении претензии в ответе указываются мотивы ее частичного непризнания со ссылкой на действующее законодательство, обосновывающее частичное непризнание.
Если продавец принял претензию, то в произвольной форме составляется акт о возврате товара, который подписывают обе стороны.
Таким образом, продукция может быть признана внешним браком только в случае, если между сторонами договора будет подписан письменный документ - акт, из содержания которого вытекает, что стороны согласились признать определенное количество поставленной продукции бракованной.
Если покупатель предъявляет претензию продавцу, в учете делается следующая проводка.
дебет счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям", кредит счета 60 - предъявлена претензия продавцу.
Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Сначала рассмотрим возврат товара, приобретенного по договору купли-продажи.
Допустим, что возврат бракованного товара производится не в день покупки. Бухгалтер предприятия должен сделать следующие бухгалтерские записи:
дебет счета 41, кредит счета 76, субсчет "Расчеты с покупателями по возвращенным товарам" - отражено оприходование возвращенного товара от покупателя по продажной цене;
дебет счета 76, субсчет "Расчеты с покупателями по возвращенным товарам", кредит счета 50 - отражен возврат денег покупателю;
дебет счета 41, субсчет 1 "Товары на складах", кредит счета 41, субсчет 2 "Товары в розничной торговле" - товар из розницы передан на склад;
дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", кредит счета 42 - восстановлена сумма торговой наценки по возвращенному товару;
дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", кредит счета 90/1 - корректировка розничного товарооборота на стоимость возвращенного покупателем товара;
дебет счета 68, субсчет "НДС", кредит счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" - предъявлен к вычету НДС, ранее начисленный и уплаченный в бюджет с реализации возвращенного товара;
дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", кредит счета 44 - сторнированы ранее списанные расходы на продажу;
дебет счета 99 (90/9), кредит счета 90/9 (99) - сторнирован ранее отраженный финансовый результат от реализации в результате возврата покупателем бракованного товара.
Теперь рассмотрим подобную ситуацию по договору поставки:
дебет счета 41 (43), кредит счета 60 - оприходованы возвращенные товары;
дебет счета 19, кредит счета 60 - учтен НДС по оприходованным товарам;
дебет счета 62, кредит счета 90, субсчет 1 "Выручка" (сторно) - отражается возврат ранее реализованного товара;
дебет счета 68, субсчет "НДС", кредит счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" - предъявлен к вычету НДС, ранее начисленный и уплаченный в бюджет с реализации возвращенной продукции;
дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", кредит счета 41 - сторнирована покупная стоимость товара, возвращенного покупателем;
дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", кредит счета 44 - сторнированы ранее списанные расходы на продажу;
дебет счета 99 (90/9), кредит счета 90/9 (99) - сторнирован ранее отраженный финансовый результат от реализации в результате возврата покупателем бракованного товара.
Далее возможны два варианта:
1) если оплата товара не произведена, то отражается погашение взаимных требований:
дебет счета 60, кредит счета 62 - произведен зачет встречных однородных требований.
2) если оплата произведена, то отражается возврат денежных средств покупателю:
дебет счета 60, кредит счета 51 - отражен возврат денежных средств покупателю.
НДС по возвращенным товарам принимается к вычету (п.5 ст.171 НК РФ):
дебет счета 68, субсчет "Расчеты по НДС", кредит счета 19 (сторно) - произведен налоговый вычет по НДС по возвращенным товарам.
Если договором поставки предусмотрен момент перехода права собственности после оплаты товара, то возврат товара отражается следующим способом.
У поставщика:
дебет счета 41, кредит счета 45 - оприходованы возвращенные товары.
У получателя:
кредит счета 002 - списаны с забалансового счета товары, полученные по договору с особым порядком перехода права собственности.
Теперь рассмотрим, как отражается возврат товара в бухгалтерском учете у покупателя:
дебет счета 62, кредит счета 90, субсчет 1 "Выручка" - отгружены возвращаемые товары;
дебет счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость", кредит счета 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС при отгрузке товаров;
дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", кредит счета 41 - списана себестоимость отгруженных товаров.
Далее возможны два варианта:
1) если товар не оплачен, то отражается погашение взаимных требований:
дебет счета 60, кредит счета 62 - произведен зачет встречных однородных требований.
В этом случае НДС, учтенный на счете 19 в момент оприходования товара, подлежит вычету:
дебет счета 68, субсчет "Расчеты по НДС", кредит счета 19 - зачтен НДС;
2) если товар оплачен, то отражается возврат денежных средств поставщиком:
дебет счета 51, кредит счета 62 - покупателю поступили денежные средства за возвращенный товар.
Легостаева М.В., директор
ООО "Актив-Консалт"
29 марта 2005 года N А3747