Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901928079.htm


Обнаружен брак. Как отразить возврат товара?

    
    

 Вопрос:

    
    1. Оприходован товар. В следующем месяце обнаружен брак. Как отразить возврат товара?
    
    2. НДС считается по оплате. Налоговый период - месяц. Товар получен в июне, в июле оплачен. В июле же обнаружили брак.
    
    

 Ответ:

    
    При заключении договора купли-продажи покупатель исходит из того, что товар должен быть передан со всеми необходимыми принадлежностями и документами в согласованном количестве, ассортименте и комплекте (комплектности). Он должен быть установленного качества, находиться в надлежащей упаковке и (или) таре, а также быть свободным от прав на него третьих лиц.
    
    Поэтому ненадлежащее исполнение поставщиком вышеназванного, в частности поставка некачественного (бракованного) товара, влечет абсолютно правомерный отказ покупателя принять и оплатить его (ст.475 ГК РФ).
    
    Покупатель должен известить продавца о своих претензиях в сроки, указанные в договоре. Если же в договоре такой информации нет, то сделать это можно в течение двух лет со дня передачи товара продавцом (п.2 ст.477 ГК РФ), причем все претензии по качеству должны быть оформлены в письменной форме и переданы поставщику товарно-материальных ценностей.
    
    В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, либо данным, указанным в сопроводительных документах, покупатель составляет акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по унифицированной форме N ТОРГ-2 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 года N 132), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.
    
    В настоящее время форма претензионного письма законодательно не установлена, поэтому покупатель составляет его в произвольной форме. В письме за подписью руководителя организации следует указать:
    
    сведения о договоре между поставщиком и покупателем, на основании которого был поставлен товар;
    
    сведения об акте расхождений;
    

    требования, предъявляемые продавцу;
    
    сумму и расчет претензии с полным обоснованием (если претензия подлежит денежной оценке, обстоятельства, на которых основываются требования с доказательствами, подтверждающими их, со ссылкой на соответствующее законодательство);
    
    другие сведения, необходимые для урегулирования спора.
    
    Если покупатель утверждает, что поставленный товар некачественный, а продавец с этим не согласен, определить, кто прав, можно, обратившись в:
    
    аккредитованные испытательные лаборатории (центры) - по товарам, подлежащим обязательной сертификации (Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, приведен в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1013);
    
    органы по добровольной сертификации - по товарам, которые не подлежат обязательной сертификации;
    
    организации, компетентные в вопросах определения качества какого-либо товара по роду своей деятельности - по товарам, не подлежащим обязательной сертификации и не прошедшим добровольную сертификацию.
    
    При полном удовлетворении претензии в ответе, как правило, указываются сумма признанной претензии, номер и дата платежного поручения, которым перечислена сумма для удовлетворения претензии, или срок и способ удовлетворения претензии, если последняя не подлежит денежной оценке.
    
    При частичном удовлетворении претензии в ответе указываются мотивы ее частичного непризнания со ссылкой на действующее законодательство, обосновывающее частичное непризнание.
    
    Если продавец принял претензию, то в произвольной форме составляется акт о возврате товара, который подписывают обе стороны.
    
    Таким образом, продукция может быть признана внешним браком только в случае, если между сторонами договора будет подписан письменный документ - акт, из содержания которого вытекает, что стороны согласились признать определенное количество поставленной продукции бракованной.     
    
    Если покупатель предъявляет претензию продавцу, в учете делается следующая проводка.
    
    дебет счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям", кредит счета 60 - предъявлена претензия продавцу.
    

    Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Сначала рассмотрим возврат товара, приобретенного по договору купли-продажи.
    
    Допустим, что возврат бракованного товара производится не в день покупки. Бухгалтер предприятия должен сделать следующие бухгалтерские записи:
    
    дебет счета 41, кредит счета 76, субсчет "Расчеты с покупателями по возвращенным товарам" - отражено оприходование возвращенного товара от покупателя по продажной цене;
    
    дебет счета 76, субсчет "Расчеты с покупателями по возвращенным товарам", кредит счета 50 - отражен возврат денег покупателю;
    
    дебет счета 41, субсчет 1 "Товары на складах", кредит счета 41, субсчет 2 "Товары в розничной торговле" - товар из розницы передан на склад;
    
    дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", кредит счета 42 - восстановлена сумма торговой наценки по возвращенному товару;
    
    дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", кредит счета 90/1 - корректировка розничного товарооборота на стоимость возвращенного покупателем товара;
    
    дебет счета 68, субсчет "НДС", кредит счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" - предъявлен к вычету НДС, ранее начисленный и уплаченный в бюджет с реализации возвращенного товара;
    
    дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", кредит счета 44 - сторнированы ранее списанные расходы на продажу;
    
    дебет счета 99 (90/9), кредит счета 90/9 (99) - сторнирован ранее отраженный финансовый результат от реализации в результате возврата покупателем бракованного товара.
    
    Теперь рассмотрим подобную ситуацию по договору поставки:
    
    дебет счета 41 (43), кредит счета 60 - оприходованы возвращенные товары;
    
    дебет счета 19, кредит счета 60 - учтен НДС по оприходованным товарам;
    
    дебет счета 62, кредит счета 90, субсчет 1 "Выручка" (сторно) - отражается возврат ранее реализованного товара;
    
    дебет счета 68, субсчет "НДС", кредит счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" - предъявлен к вычету НДС, ранее начисленный и уплаченный в бюджет с реализации возвращенной продукции;
    
    дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", кредит счета 41 - сторнирована покупная стоимость товара, возвращенного покупателем;
    

    дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", кредит счета 44 - сторнированы ранее списанные расходы на продажу;
    
    дебет счета 99 (90/9), кредит счета 90/9 (99) - сторнирован ранее отраженный финансовый результат от реализации в результате возврата покупателем бракованного товара.
    
    Далее возможны два варианта:
    
    1) если оплата товара не произведена, то отражается погашение взаимных требований:
    
    дебет счета 60, кредит счета 62 - произведен зачет встречных однородных требований.
    
    2) если оплата произведена, то отражается возврат денежных средств покупателю:
    
    дебет счета 60, кредит счета 51 - отражен возврат денежных средств покупателю.
    
    НДС по возвращенным товарам принимается к вычету (п.5 ст.171 НК РФ):
    
    дебет счета 68, субсчет "Расчеты по НДС", кредит счета 19 (сторно) - произведен налоговый вычет по НДС по возвращенным товарам.
    
    Если договором поставки предусмотрен момент перехода права собственности после оплаты товара, то возврат товара отражается следующим способом.
    
    У поставщика:
    
    дебет счета 41, кредит счета 45 - оприходованы возвращенные товары.
    
    У получателя:
    
    кредит счета 002 - списаны с забалансового счета товары, полученные по договору с особым порядком перехода права собственности.
    
    Теперь рассмотрим, как отражается возврат товара в бухгалтерском учете у покупателя:
    
    дебет счета 62, кредит счета 90, субсчет 1 "Выручка" - отгружены возвращаемые товары;
    
    дебет счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость", кредит счета 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС при отгрузке товаров;
    
    дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", кредит счета 41 - списана себестоимость отгруженных товаров.
    
    Далее возможны два варианта:
    
    1) если товар не оплачен, то отражается погашение взаимных требований:
    
    дебет счета 60, кредит счета 62 - произведен зачет встречных однородных требований.
    
    В этом случае НДС, учтенный на счете 19 в момент оприходования товара, подлежит вычету:
    

    дебет счета 68, субсчет "Расчеты по НДС", кредит счета 19 - зачтен НДС;
    
    2) если товар оплачен, то отражается возврат денежных средств поставщиком:
    
    дебет счета 51, кредит счета 62 - покупателю поступили денежные средства за возвращенный товар.
    
    

Легостаева М.В., директор
ООО "Актив-Консалт"

29 марта 2005 года N А3747