Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901928885.htm


О порядке лицензирования оборота этилового спирта для аптек и аптечных складов

        
    

 Вопрос:

    
    Каков порядок лицензирования для аптек и аптечных складов оборота этилового спирта?
    
    

 Ответ:

    
    Фармацевтическая деятельность и деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения подлежат лицензированию согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями). Оборот этилового спирта фармакопейных концентраций как лекарственного средства подлежит лицензированию в соответствии с данным Законом.
    
    При обороте этилового спирта, не относящегося к лекарственным средствам (так называемого нефармакопейного спирта), аптечные учреждения и аптечные склады должны соблюдать положения Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. Федерального закона от 07.01.99 N 18-ФЗ с изменениями по состоянию на 25.07.02 и 02.11.04, далее - Закон N 171-ФЗ).
    
    В соответствии с п.1 ст.18 Закона N 171-ФЗ деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции, осуществляется только юридическими лицами независимо от их форм собственности на основании лицензий, выданных уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и действующих на всей территории Российской Федерации (федеральных лицензий), а также лицензий, выданных органом государственной власти, определенным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, и действующих на территории данного субъекта Российской Федерации или также на территориях других субъектов Российской Федерации, с которыми данный субъект Российской Федерации, выдавший лицензии, имеет соответствующие соглашения.
    
    В п.2 ст.18 Закона N 171-ФЗ дан исчерпывающий перечень видов деятельности, на которые выдаются лицензии:
    
    производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
    
    производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции;
    
    хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
    

    закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции;
    
    хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
    
    закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
    
    экспорт алкогольной продукции;
    
    импорт, хранение и поставка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
    
    производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт;
    
    розничная продажа алкогольной продукции.
    
    В данном перечне видов деятельности не указан оборот этилового спирта как самостоятельный вид лицензируемой деятельности (лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта подразумевают их выдачу предприятиям-производителям). В соответствии со ст.2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа. Однако в п.2 ст.18 Закона среди перечня видов деятельности, на которые выдаются лицензии, указано лишь хранение этилового спирта. Лицензии на закупку и хранение выдаются только в случае экспорта этилового спирта, а лицензии на поставку выдаются только на поставки произведенного этилового спирта. В перечне видов деятельности, на которые выдаются лицензии, отсутствуют закупка, хранение и поставки этилового спирта. Организациям, осуществляющим только закупку и поставки (или розничную реализацию) произведенного другими организациями этилового спирта (к числу данных организаций и можно было бы отнести аптеки и аптечные склады), не выдаются лицензии на производство этилового спирта.
    
    В то же время согласно п.6 ст.18 Закона N 171-ФЗ федеральные лицензии выдаются на:
    
    оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции;
    
    производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с производственной мощностью или объемом указанного оборота в пересчете на абсолютный алкоголь более 0,02 млн декалитров в год;
    
    производство и оборот произведенных алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции.
    
    Таким образом, данный пункт подразумевает возможность выдачи лицензий на оборот этилового спирта, чего не допускает перечень видов деятельности, указанный в п.2 ст.18 Закона N 171-ФЗ.
    
    Однако, поскольку в лицензии следует указывать вид деятельности, на осуществление которого она выдается, определения этих видов деятельности должны строго соответствовать перечню, а в данном перечне отсутствует указание оборота этилового спирта как самостоятельного вида деятельности. Это приводит к невозможности выдать аптечным учреждениям, осуществляющим оборот нефармакопейного этилового спирта, соответствующие лицензии на оборот этилового спирта как вид деятельности, указанный в Законе N 171-ФЗ.
    
    МНС России в письме от 17.05.2000 N ВБ-6-32/379@ разъясняет, что хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции как самостоятельные виды деятельности в соответствии с Законом N 171-ФЗ должны лицензироваться. Подлежит лицензированию хранение организацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не являющихся собственностью данной организации. В качестве примера вида деятельности, подлежащего лицензированию, приводится хранение на аптечных складах этилового спирта, закупленного организациями системы здравоохранения для своих нужд в соответствии с установленной квотой. Таким образом, в письме делается вывод о том, что аптечные склады при совершении ими оборотов с нефармакопейным этиловым спиртом подлежат лицензированию по виду деятельности "хранение этилового спирта".
    
    Однако ни Закон N 171-ФЗ, ни данное письмо МНС России не дают ответа на вопрос о том, лицензии на какой вид деятельности должны получать аптечные учреждения при закупке, хранении и поставках нефармакопейного этилового спирта, т.е. при совершении оборота этилового спирта, когда этот этиловый спирт переходит в собственность аптечного учреждения, претендующего на получение лицензии. Ведь в том же письме МНС России разъясняется, что подлежит лицензированию как вид деятельности хранение организацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не являющихся собственностью данной организации, и что наличие у организаций лицензий на осуществление вида деятельности "производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта" не дает права этим организациям осуществлять хранение этилового спирта и алкогольной продукции, не являющихся собственностью данной организации. Следовательно, лицензии на хранение этилового спирта могут быть выданы только на хранение этилового спирта, не принадлежащего на праве собственности аптечному учреждению.
    
    Данные обстоятельства свидетельствуют о недостаточном урегулировании порядка лицензирования аптечных учреждений при совершении операций по обороту нефармакопейного этилового спирта.
    
    

М.Михаилов,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
"Финансовая газета.
Региональный выпуск",
N 12(537), март, 2005 год

28 марта 2005 года N Э5395