ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 марта 2005 года N 17-15/7911
О вопросах назначения проведения таможенных ревизий
Во исполнение пунктов 2.3 и 2.4 протокола N 33 совещания у руководителя ФТС России, состоявшегося 06.12.2004, и пункта 48 плана работы ФТС России на I квартал 2005 года, утвержденного приказом ФТС России от 24.12.2004 N 424, направляем методические разъяснения по вопросам порядка назначения проведения специальных таможенных ревизий по инициативе функциональных подразделений таможенных органов, разработанные с учетом позиции Правового управления ФТС России.
В последнее время складывается практика направления в подразделения таможенной инспекции отдельными функциональными подразделениями таможенных органов в целях организации и проведения специальных таможенных ревизий недостаточно проработанных материалов. Данные материалы зачастую не содержат аналитических данных, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, выявление которых входит в компетенцию функциональных подразделений.
При этом функциональные подразделения таможенных органов не применяют другие формы таможенного контроля, определенные главой 35 ТК России, которые могут быть достаточны для выявления правонарушений, а сразу вносят предложения руководителю таможенного органа, обязывающие подразделения таможенной инспекции провести таможенную ревизию с установлением контрольных сроков ее проведения.
В результате отсутствия конструктивного взаимодействия функциональных подразделений в ряде таможенных органов в 2004 году наметилась тенденция к увеличению количества споров по заявлениям лиц об оспаривании решений таможенных органов о назначении специальной таможенной ревизии.
Повышение эффективности проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств - одна из основных задач, стоящих перед всей таможенной системой в целом.
В целях строгого соответствия нормам таможенного законодательства Российской Федерации при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств, недопущения необоснованного назначения таможенных ревизий и возможности предотвращения судебного обжалования решений о назначении специальных таможенных ревизий предлагаем придерживаться следующего порядка.
1. В целях целенаправленного выбора объекта таможенной ревизии функциональные подразделения таможенных органов используют собственные информационные ресурсы, имеющиеся в его распоряжении, а также информацию, получаемую из внешних источников.
2. По результатам аналитической работы функциональные подразделения таможенных органов оформляют запрос на имя начальника таможенного органа, содержащий предложения о проведении таможенных ревизий в отношении соответствующих субъектов ВЭД с указанием причин, послуживших основанием для такого предложения.
3. При возможности начальникам функциональных подразделений таможенных органов рекомендуется проводить согласование с подразделениями таможенной инспекции вопросов целесообразности назначения таможенных ревизий.
4. Принимая во внимание нормативные предписания пункта 5 статьи 376 ТК России (повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается), до принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии следует применять другие формы таможенного контроля, определенные статьей 366 ТК России и входящие в их компетенцию, и, в случае выявления нарушений таможенного законодательства, принимать меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Запрос о проведении таможенных ревизий должен быть мотивированным и содержать следующую информацию:
- полное наименование лица, подлежащего проверке,
- адрес (место государственной регистрации), по возможности - информацию о месте нахождения исполнительного органа проверяемого лица,
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП), основной государственный регистрационный номер (ОГРН),
- основание для проведения таможенной ревизии,
- перечень вопросов, подлежащих проверке,
- период деятельности, подлежащий таможенной ревизии,
- данные (материалы), которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении,
- результаты аналитической работы либо иных форм таможенного контроля, позволяющие сделать вывод о возможности обнаружения признаков нарушений таможенного законодательства, в частности о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений, о наличии данных, свидетельствующих о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующих видов деятельности, установленных ТК России, а также о данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушением требований и условий, установленных ТК России,
- предложения о необходимости привлечения к проведению таможенной ревизии должностных лиц подразделений, направивших данный запрос, или иных специалистов (экспертов),
- прогнозируемые суммы доначислений таможенных платежей и возможности их взыскания,
- иная информация о деятельности проверяемого лица, имеющаяся в структурном подразделении.
6. В случае принятия начальником таможенного органа положительного решения запрос (со всеми материалами) направляется в подразделение таможенной инспекции. Данные материалы являются основанием для проведения подготовительных мероприятий в соответствии с положениями приказа ГТК России от 11.06.2004 N 663 "Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии" (по заключению Минюста России не нуждается в государственной регистрации, письмо от 06.07.2004 N 07/6472-ЮД).
7. В случае невозможности (нецелесообразности) проведения таможенной ревизии в запланированные сроки начальником подразделения таможенной инспекции направляется докладная записка на имя начальника таможенного органа с указанием соответствующих причин и оснований.
8. По окончании таможенной ревизии подразделение таможенной инспекции информирует о ее итогах функциональное подразделение, по чьей инициативе была назначена проверка, а также учитывает данную информацию в статистических формах отчетности.
9. Необходимо учитывать, что решение о проведении специальной таможенной ревизии должно выноситься на основе официально оформленной должностными лицами таможенного органа информации, свидетельствующей о наличии данных, которые предусмотрены в п.3 ст.376 ТК России, с обязательным указанием таких данных в качестве основания назначения таможенной ревизии в рекомендуемой форме решения начальника таможенного органа о проведении специальной таможенной ревизии. При этом приводимые ФТС России образцы документов, включая образец формы названного решения (направлены письмом ГТК России от 14.07.2004 N 01-06/25857), не должны применяться с какими-либо изъятиями, учитывая нормы приказа ГТК России от 11.06.2004 N 663.
10. Недопустимо назначение таможенных ревизий по инициативе функциональных подразделений без проведения ими аналитической работы. В противном случае это может привести к негативной судебной практике, возможности субъектам ВЭД обращаться в судебные органы и обжаловать решения таможенных органов о назначении таможенных ревизий в вышестоящие инстанции.
В целях соблюдения требований таможенного законодательства и повышения эффективности таможенных ревизий следует организовать проведение учебно-методических занятий с руководителями подразделений РТУ и таможен по вопросам порядка назначения и проведения таможенных ревизий, а также требований к первичным материалам, передаваемым функциональным подразделением таможенного органа, являющимся инициатором таможенной ревизии. О проведенных мероприятиях проинформировать Управление таможенной инспекции до 03.05.2005.
И.о.начальника Управления
таможенной инспекции
генерал-майор
таможенной службы
Н.Н.Шитова
Текст документа сверен по:
рассылка