Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901931405.htm


Документооборот и бухгалтерские проводки в случае проведения
взаимозачета между арендодателем и арендатором

    
    

 Вопрос:

    
    ООО "Новая перспектива" (арендодатель) сдает помещение в аренду арендатору. Арендатор в счет арендной платы произвел текущий ремонт в других помещениях арендодателя. Каков документооборот и бухгалтерские проводки в случае проведения взаимозачета между арендодателем и арендатором? Есть ли разница в проведении взаимозачета в случае, если арендатор юридическое лицо или предприниматель?
    
    

 Ответ:

    
    Ремонт арендатором в счет арендной платы помещений арендодателя может быть осуществлен как на основании самостоятельного договора (договора подряда), так и на основании условия оплаты, заложенного непосредственно в договоре аренды.
    
    Следует иметь в виду, что хотя аренда и не является услугой, к ней применяются положения ГК РФ, предусмотренные для договоров возмездного оказания услуг.
    
    В соответствии со ст.38 НК РФ услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и реализуются в момент потребления. Таким образом, независимо от наличия первичных документов арендодатель (арендатор) отражает в целях налогового учета доход (расход) от аренды на последнюю дату каждого месяца.
    
    По истечении месяца арендодатель, находящийся на общем режиме налогообложения, выписывает арендатору счет-фактуру за истекший месяц не позднее 5 дней по истечении месяца. При передаче помещения в аренду должен был иметь место акт передачи, в связи с чем ежемесячная выписка акта по переданному в аренду имуществу не имеет смысла. Доход у арендодателя и расход у арендатора должны ежемесячно отражаться на основании договора на аренду, первоначального акта о передаче имущества в аренду и бухгалтерской справки.
    
    Арендатор, осуществивший ремонт помещения арендодателя должен выписать акт выполненных работ на стоимость работ по ремонту и счет-фактуру, если он является плательщиком НДС.
    
    Арендодатель ежемесячно, на основании вышеуказанных документов отражает стоимость аренды следующими проводками:
    
    Дт 62 Кт 90 - на сумму арендной платы;
    
    Дт 90 Кт 68 - на сумму НДС с арендной платы.
    
    На основании акта выполненных работ арендодатель дает проводки:
    
    Дт 20 Кт 60 - на стоимость работ по акту;
    
    Дт 19 Кт 60 - на сумму НДС, предъявленного подрядчиком (в данном случае арендатором).
    
    В соответствии с положениями ГК РФ по заявлению одной из сторон, при наличии встречных однородных обязательств может быть проведен взаимозачет. Для проведения взаимозачета обычно составляется акт взаимозачета, вместе с тем достаточно и письма одной из сторон о проведении зачета с отметкой об уведомлении второй стороны. На основании письма или акта в бухгалтерском учете даются проводки:
    
    Дт 60 Кт 62 - на сумму наименьшего обязательства, если они не равны;
    

    Дт 68 Кт 19 - предъявлен к возмещению НДС подрядчика.
    
    Принципиального значения для проведения взаимозачета, кем является арендатор (юридическим лицом или предпринимателем), не имеется. Документы и в том и в другом случае идентичны, порядок проведения взаимозачета - тоже. Имеет значение только, на какой системе налогообложения находятся арендодатель и арендатор, следует ли исчислять НДС.
    
    

Позднякова Т.В.,
зам. ген. директора
аудиторской фирмы "Наше Дело"

19 апреля 2005 года N А3822