Организация вправе реализовать ненужные материалы
за любую согласованную с покупателем цену
Вопрос:
Наше предприятие приостанавливает свою деятельность по производству керамических изделий на неопределенный срок. На балансе организации числится необходимое сырье для основного и вспомогательного производства.
Может ли наше предприятие реализовать оставшееся сырье, поступившее в течение текущего месяца по закупочной цене (т.е. без наценки) другому предприятию?
Ответ:
Согласно ст.129 и п.1 ст.455 Гражданского кодекса РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
В соответствии с п.4 ст.421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, а в п.1 ст.424 Гражданского кодекса РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, определенной сторонами.
Особенности определения цены по договору купли-продажи регламентированы в ст.485 Гражданского кодекса РФ. Согласно п.1 этой статьи покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. Эти же особенности применяются и к договорам поставки.
Таким образом, организация вправе реализовать ненужные материалы за любую согласованную с покупателем цену. Отпуск материальных ценностей сторонним организациям оформляется накладной на отпуск материалов на сторону (форма N М-15).
Для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п.1 ст.40 Налогового кодекса РФ).
Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен, в частности по сделке, цена товара в которой отклоняется более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, принимаемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (пп.4 п.2 ст.40 Налогового кодекса РФ). Если ранее у организации таких продаж в принципе не было, то налоговые органы даже не смогут проверить правильность применения цен.
Коноплев Алексей, консультант
Объединенной консалтинговой группы
Санкт-Петербург, Лиговский пр., 64,
тел.: (812) 325-4860,
Москва, Лялин пер., 11/13,
тел.: (095) 916-23-06,
[email protected], [email protected]
3 июня 2005 года N А3862