Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901936646.htm


В нарушение требований ст.7 Закона "О конкуренции" муниципальное образование провело внеконкурсное размещение муниципального заказа без согласия антимонопольного органа



 Вопрос:         


    На основании постановлений главы муниципального образования администрация муниципального образования без согласия антимонопольного органа провела внеконкурсное размещение муниципального заказа на выполнение ремонтно-строительных работ для муниципальных нужд, по итогам которого с хозяйствующими субъектами заключены соответствующие муниципальные контракты.
    
    Решением комиссии УФАС указанные действия администрации муниципального образования признаны нарушением требований п.п.1, 2 ст.7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", заключающимся в необоснованном предоставлении без согласия антимонопольного органа отдельным хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

    Обоснована ли точка зрения администрации муниципального образования о том, что внеконкурсное размещение муниципального заказа не является предоставлением льгот и преимуществ в контексте ст.7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"?
    
    

 Ответ:        

   
    В соответствии с п.1 ст.7 Закона "О конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
    
    Грамматическое толкование приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что под льготой понимается создание отдельным хозяйствующим субъектам более благоприятного по сравнению с конкурентами режима их деятельности, в том числе право доступа к исполнению муниципальных контрактов.
    
    В данном случае в качестве предоставления льготы антимонопольный орган обоснованно расценил освобождение муниципальным образованием отдельных хозяйствующих субъектов от участия в конкурсе на право исполнения муниципального заказа и заключение с ними муниципальных контрактов без проведения такого конкурса.
    
    Согласно ст.33 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
    
    В силу ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальный контракт - это договор, заключенный органом местного самоуправления от имени муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета (пункт 1). Муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета (пункт 4). Муниципальные контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    

    Как указано в п.2 ст.12 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливается представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.
    
    Таким образом, проведение открытого конкурса на выполнение ремонтно-строительных работ для муниципальных нужд обеспечивает равный доступ хозяйствующих субъектов к исполнению муниципального заказа за счет средств местного бюджета. Посредством внеконкурсного размещения муниципального заказа муниципальное образование необоснованно предоставило льготы отдельным хозяйствующим субъектам, что привело (может привести) к ограничению конкуренции на рынке ремонтно-строительных работ.
    
    Согласно ст.4 Закона "О конкуренции" под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
    
    В результате внеконкурсного размещения муниципальным образованием муниципального заказа хозяйствующие субъекты, не допущенные к его исполнению, лишились (могут лишиться) возможности эффективно воздействовать на общие условия выполнения ремонтно-строительных работ в определенном населенном пункте, местности, регионе.
    
    В соответствии с п.2 ст.7 Закона "О конкуренции" проекты решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций по вопросам предоставления льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом.
    
    Приведенная правовая норма имеет прямое действие и не предусматривает дополнительной нормативной регламентации относительно порядка ее применения.
    

    Таким образом, в нарушение требований ст.7 Закона "О конкуренции" муниципальное образование провело внеконкурсное размещение муниципального заказа без согласия антимонопольного органа.
    
    
14 марта 2005 года N СП1532
    
    

См. решение по аналогичному делу -
постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 марта 2005 года N А05-9159/04-13