Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901936746.htm


Вопросы частного предпринимательства

    
    

 Вопрос:

    
    1. Когда была последняя перерегистрация в Едином государственном реестре ИМНС РФ (указать дату и чем регламентируется)?
    
    2. В каком случае частный предприниматель может закрыться? Может ли быть какая-нибудь переуступка другой организации или другому частному предпринимателю своей деятельности в том виде, как она есть без закрытия ЧП? При смене места жительства нужно ли закрывать ЧП (ссылка на документ)?
    
    

 Ответ:

    
    Частный предприниматель может закрыться в любое время, при этом достаточно его письменного волеизъявления.
    
    Понятия переуступки деятельности у предпринимателя в области налогового права и гражданского права не существует. Предприниматель может лишь ликвидировать свою деятельность. Смена места жительства не влечет за собой закрытие.
    
    Предлагаем вашему вниманию извлечения из консультаций сотрудников налоговых служб с их частным мнением по данному вопросу и целиком присоединяемся к их мнению.
    
    Консультация советника налоговой службы РФ III ранга Е.Ф. Степановой:
    
    "Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" вступил в силу с 1 января 2004 года.
    
    Федеральным законом N 185-ФЗ вводятся в действие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в части осуществления постановки на учет (учета сведений) организаций и физических лиц (включая физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов) на основании сведений соответственно единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, сведений, сообщаемых органами в соответствии со ст.85 Кодекса.
    
    Федеральный закон N 185-ФЗ имеет принципиально важное значение в регулировании отношений, связанных с взаимодействием налоговых органов, которые в настоящее время являются и регистрирующими органами, с иными органами, в силу своей компетенции осуществляющими регистрацию страхователей (организаций и индивидуальных предпринимателей) в территориальных фондах обязательного медицинского страхования, территориальных органах Фонда социального страхования РФ, территориальных органах Пенсионного фонда РФ, государственных органах статистики.
    
    Обязанности по постановке на учет в налоговых органах, регистрации страхователей в территориальных фондах обязательного медицинского страхования, территориальных органах Фонда социального страхования РФ, территориальных органах Пенсионного фонда РФ с 1 января 2004 года исполняют сами вышеназванные органы на основании сведений соответственно единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей".
    
    Консультация специалиста I категории юридического отдела Управления МНС России по Брянской области Н.Е.Поповой:
    

    "Статьями 57 и 58 ГК РФ предусмотрена реорганизация (в форме слияния, присоединения, преобразования, выделения, разделения) только юридических лиц, а также определен порядок правопреемства прав и обязанностей при реорганизации юридических лиц. Кроме того, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также не предусмотрена реорганизация индивидуальных предпринимателей.
    
    Таким образом, индивидуальный предприниматель не вправе осуществлять реорганизацию своей деятельности (с переходом прав и обязанностей) в деятельность общества с ограниченной ответственностью.
    
    Применительно к данной ситуации создание юридического лица возможно путем прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и оформления документов согласно постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц ...", которые направляются в соответствующий территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам для государственной регистрации в установленном порядке".
    
    Консультация советника налоговой службы РФ III ранга С.В.Гладилина:
    
    "В случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий (налоговый) орган вносит в государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий (налоговый) орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
    
    На основании п.1 ст.22.3 Закона государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий (налоговый) орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности по форме N Р26001, утвержденной Постановлением, а также документа об уплате государственной пошлины.
    
    В соответствии с п.3 ст.8 Закона государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
    

    Учитывая изложенное, в данной ситуации индивидуальному предпринимателю необходимо вначале подать в регистрирующий (налоговый) орган по прежнему месту жительства заявление по форме N Р24001 и паспорт, а затем подать в регистрирующий (налоговый) орган по новому месту жительства заявление по форме N Р26001 с приложением документа об уплате государственной пошлины".
    
    Консультация советника налоговой службы РФ II ранга О.А. Королевой:
    
    "Согласно п.3 ст.84 Кодекса изменения в сведениях об организациях или индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    
    Изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации в порядке, определенном п.3.6 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденных приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004 N 5685).
    
    Кроме того, приказом ФНС России от 20.12.2004 N САЭ-3-09/165@ утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения (далее - Методические указания).
    
    Если изменение места нахождения организации не приводит к изменению налогового органа, то согласно абз.6 п.2.1 разд.II Методических указаний налоговый орган по месту нахождения организации, осуществивший внесение изменений в сведения об организации, содержащиеся в едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН), не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения таких изменений, направляет в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным Кодексом, в электронном виде по каналам связи с применением средств защиты информации выписку из ЕГРЮЛ, содержащую запись об изменении места нахождения.
    
    На основании полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным Кодексом, вносят изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующей информации (абз.7 п.2.1 раздела II Методических указаний)".
    

    В соответствии с положениями письма Минфина РФ от 25.11.2004 N 03-03-02-04/1/64 определено:
    
    "Согласно ст.83 Кодекса постановка на налоговый учет организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
    
    Пунктом 2.1.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, установлено, что для постановки на учет в налоговом органе организации и внесения сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) используется выписка из ЕГРЮЛ по форме согласно приложению N 5 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".
    
    

Генеральный директор
ЗАО "Аудитор"
Т.А.Петрова

    
31 мая 2005 года N А3880