Вопрос:
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 526 "О реформировании электроэнергетики РФ" от 11.07.2001, Федеральным законом РФ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также иными нормативными правовыми актами проходит реформирование электроэнергетической отрасли России.
В настоящее время активно идет процесс реорганизации путем выделения (по видам деятельности) из региональных энергокомпаний (АО-энерго) соответствующих обществ-правопреемников (генерирующих, сетевых и сбытовых АО). Правопреемники при реорганизации по разделительному балансу наделяются соответствующими активами. В частности, сбытовые компании, являясь участниками расчетов с населением, в числе прочего имущества по разделительному балансу получают контрольно-кассовые машины (далее - ККМ). При этом АО-энерго столкнулись с вопросом о порядке перерегистрации с реорганизуемых на выделенные общества ККМ, исключенных из Государственного реестра ККМ.
Так, из пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" следует, что "в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации".
Согласно Порядку регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденному приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 N ВГ-3-14/36 (п.7), "в случае реорганизации, а также во всех иных случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в данной организации, он подлежит снятию с учета...".
Таким образом, для того чтобы перерегистрировать указанные выше ККМ, реорганизуемому обществу необходимо снять ККМ с учета и зарегистрировать на соответствующее выделенное общество. Однако налоговые органы могут отказать в регистрации данных ККМ, так как они исключены из Государственного реестра контрольно-кассовых машин.
В то же время правопреемство, которое имеет место при реорганизации, законодатель, согласно нормам Гражданского кодекса РФ (п.4 ст.58, п.1 ст.129 ГК РФ), относит к числу универсальных. На основании этого мы считаем, что с даты государственной регистрации выделенного общества правопреемником всех прав и обязанностей реорганизуемого АО-энерго, в том числе в части дальнейшей эксплуатации ранее применявшихся ККМ, будет являться выделенное общество, наделенное ККМ по разделительному балансу. При этом выделенное общество как полный правопреемник реорганизуемой компании также вправе продолжать использовать ККМ, исключенные из Государственного реестра, до истечения нормативного срока их амортизации.
Принимая во внимание изложенное, прошу дать разъяснение по следующему вопросу:
вправе ли налоговые органы отказать в перерегистрации с реорганизуемого (правопредшественника) на выделенное (правопреемника) общество ККМ, исключенных из Государственного реестра ККМ, но право на эксплуатацию которых не прекратилось, так как не истек нормативный срок их амортизации?
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 11 мая 2005 года N 22-3-12/766
О перерегистрации ККТ
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 3 Федерального закона, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.
В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 58, пунктом 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Таким образом, если при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, к которым в соответствии с разделительным балансом переходит контрольно-кассовая техника, исключенная из Государственного реестра, но с неистекшим нормативным сроком амортизации, то налоговый орган обязан зарегистрировать указанную контрольно-кассовую технику.
Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
И.Ф.Голиков
Текст документа сверен по:
Вестник Московского бухгалтера.
Приложение к журналу
"Нормативные акты для бухгалтера",
N 22 (136), 6-12.06.2005