Вопросы налогообложения и бухгалтерского учета при проведении рекламной акции
Вопрос:
Наша компания собирается проводить рекламную акцию "Купи две упаковки НАРЗАН - получи в подарок третью". Суть акции заключается в следующем:
1. Заключается договор с одним из наших покупателей, который отвечает за проведение акции на его территории. В договоре предусмотрено, что если во время проведения акции у покупателя будут покупать не менее двух упаковок минеральной воды НАРЗАН, то одна упаковка будет отдана в подарок. В акции участвуют юридические лица.
2. На проведение акции наша компания отпускает покупателю, ответственному за проведение акции минеральную воду НАРЗАН для вручения в качестве подарков. По окончании акции покупатель предоставляет отчет с подтверждением того, что столько-то организаций приобрели не менее двух упаковок НАРЗАНА (копии накладных) и за это получили необходимое количество призов. Недостающее количество упаковок на призы будет отпущено с нашего склада дополнительно.
1. Можем ли мы стоимость списанной на подарки минеральной воды учитывать как расходы на рекламу по себестоимости (с/ст) продукции:
Д 44 (расходы на рекламу) К 43 - списания готовой продукции по с/ст (в пределах норм для налогообложения)
Или нужно рассматривать передачу готовой продукции победителям в качестве приза, как безвозмездную передачу и облагать такую передачу НДС:
Д 91 К 43 - списание с/ст ГП
Д 91 К 68 - начисление НДС по безвозмездно переданной ГП (с учетом ст.40 НК)
2. Та же ситуация, но подарок передан физическому лицу. Нужно ли у физического лица брать данные для предоставления в ИМНС о том, что был получен подарок, если стоимость подарка менее двух тысяч рублей. Как оформить в таком случае передачу подарка физическому лицу?
Ответ:
1. Правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н, и Инструкцией по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством) (п.2 ПБУ 5/01).
В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы (Инструкция по применению Плана счетов).
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
Таким образом, организации, осуществляющие производство и реализацию готовой продукции, вправе стоимость минеральной воды, переданной покупателям в целях рекламной акции, списывать в дебет счета 44 "Расходы на продажу" по себестоимости.
Согласно п.п.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях обложения налогом на добавленную стоимость передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Исходя из данного положения, переданные покупателям призы при проведении рекламной акции признается реализацией и подлежит налогообложению НДС.
Расходы на рекламу на основании п.п.28 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией продукции. При этом расходы на рекламу в виде подарков при проведении рекламной акции, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (п.4 ст.264 НК РФ).
2. Доход в виде любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг), не превышающие 2000 рублей, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц (п.28 ст.217 НК РФ).
В соответствии с п.1, 2 ст.226 Налогового кодекса РФ, для налоговых агентов предусмотрена обязанность по исчислению, удержанию и уплате сумм НДФЛ в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика (п.5 ст.226 НК РФ).
Иных обязанностей, в том числе обязанность предоставлять в налоговую инспекцию сведения о доходах физических лиц, не подлежащих налогообложению, для налоговых агентов Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
ООО "ЦБО БАЛАНС ПЛЮС",
г.Москва,
тел./факс (095) 775-31-42 (доб. 50-54)
[email protected]
27 июня 2005 года N А3919