Уплата налогов при продаже товаров в кредит
Вопрос:
Предприятие применяет упрощенную систему налогообложения (доходы минус расходы), занимается продажей товаров в кредит через банк, с которым заключен договор об организации безналичных расчетов. Подпадает ли такой вид продаж под уплату НДС либо других налогов, применяемых при обычной системе налогообложения? Как этот вид продаж учитывается при упрощенной системе налогообложения?
Ответ:
Способ расчетов за проданный товар не приводит к изменению применяемой системы налогообложения. Банк оформляет с покупателем договор, на основании которого ему предоставляется кредит. Затем банк перечисляет сумму, равную кредиту, на расчетный счет предприятия. Далее между покупателем и предприятием заключается договор розничной купли-продажи. В этом случае часть стоимости товара покупатель оплачивает сам. Оставшаяся часть погашается за счет банковского кредита. Банк в соответствии с условиями договора может потребовать комиссию за свои услуги.
При передаче товаров покупателям на расчетный счет предприятия поступают денежные средства не от самих покупателей, а от банка, предоставившего им кредит. У покупателя возникает задолженность перед банком по возврату кредита. Задолженность перед предприятием по оплате товара погашена.
В соответствии со ст.346_17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). Следовательно, для предприятия датой получения дохода является дата поступления денежных средств на расчетный счет.
Сумма вознаграждения банку в бухгалтерском учете является операционным расходом (п.11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н).
Согласно пп.9 п.1 ст.346_16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы, в том числе на расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.
В бухгалтерском учете в момент оформления покупки в магазине отражаются следующие операции:
Дебет 62, Кредит 90-1 - отражена задолженность покупателя в части, оплачиваемой за счет банковского кредита, и в части, оплачиваемой покупателем;
Дебет 50, Кредит 90-1 - получен первоначальный взнос от покупателя при продаже товара;
Дебет 90-2, Кредит 41 - списана покупная стоимость проданного товара;
Дебет 51, Кредит 62 - перечислена банком оставшаяся часть денежных средств в оплату товара;
Дебет 76, Кредит 62 - начислено вознаграждение банку;
Дебет 90-2, Кредит 76 - сумма вознаграждения банку отражена в составе операционных расходов.
Ю.Кольцов,
ООО "ЮВК Аудит"
"Финансовая газета.
Региональный выпуск",
N 25(550), июнь, 2005 год
27 июня 2005 года N Э5746