Учет расходов за использование товарного знака при исчислении налога на прибыль
Вопрос:
Банк со 100-процентным иностранным капиталом, учредителем которого является иностранный банк с общеизвестным фирменным обозначением.
Российский банк широко использует в своей деятельности фирменный знак головного банка.
В связи с этим может ли банк осуществлять платежи собственнику (головному банку) за использование фирменного (товарного) знака в своей банковской деятельности?
Будут ли расходы за использование товарного знака уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль?
Ответ:
Согласно статье 26 Закона Российской Федерации от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору.
Также согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (глава 54) передача права пользования в предпринимательской деятельности фирменного товарного знака правообладателя осуществляется в соответствии с договором коммерческой концессии (франчайзинг).
Согласно статье 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания.
Пунктом 2 статьи 1028 Гражданского кодекса Российской Федерации договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.
Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем.
В соответствии со статьей 1030 Гражданского кодекса Российской Федерации вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки или в иной форме, предусмотренной договором.
В соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности (товарный знак).
Причем указанные расходы должны соответствовать обязательным критериям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Кодекса (расходы должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода).
Согласно статье 272 Кодекса при признании расходов по методу начисления фиксированный разовый платеж за право пользования товарным знаком равномерно включается в состав прочих расходов в течение срока использования указанного права, который указан в лицензионном договоре (договоре коммерческой концессии).
Р.Н.Митрохина,
Министерство финансов Российской Федерации
25 августа 2005 года N МВ3379