Порядок переоценки в случае выявления неликвидных товаров, отражение результатов в бухгалтерском учете
Вопрос:
В случае выявления неликвидных товаров, товаров с ограниченным сроком годности, какой % скидки имеет право сделать аптека на данный товар? Зависит ли это от срока окончания реализации? Какими нормативными документами это регламентируется? Объясните порядок переоценки товара, отражение результатов в бухгалтерском учете?
Ответ:
Снизить цену товара предприятие может на любую сумму в зависимости от целей акции или рыночной ситуации. В п.2 ст.40 НК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев, когда налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен на товары, работы или услуги по проведенным сделкам. Исключение составляют случаи (п.3 ст.40 НК РФ), когда к цене были применены скидки, вызванные:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Таким образом, организации нужно обосновать размер применяемых ею цен или скидок с учетом того, что товар является неликвидным и срок годности ограничен, то есть скидки для целей налогообложения будут признаны рыночными вне зависимости от уровня их колебаний. Для этого надо четко задокументировать характер скидок, каким категориям покупателей и в каком размере они предоставляются, а также экономическое обоснование снижения цены продавцом (например, окончание зимнего сезона, снижение спроса и т.п.).
Учитывая вышесказанное, рекомендуем налогоплательщику, применяющему в своей деятельности систему скидок, следующее:
- закрепить систему действующих на предприятии скидок в своих внутренних документах;
- разработать механизм предоставления скидок (маркетинговую политику), предусматривающий условия, порядок и размеры всех действующих в организации скидок. Если такой механизм отсутствует или не закреплен документально, то предоставление скидки следует обосновать приказом руководителя, указав товар и сумму скидки на него;
- правила применения скидок прописать в условиях договора (дополнительного соглашения к нему) или сделать в договоре ссылку на маркетинговую политику (если таковая имеется).
Отражение результатов в бухгалтерском учете рассмотрим на примере:
Организация (универсам) с начала марта приняла решение осуществлять торговлю в со скидкой 2% от обычной продажной цены. В первый день торговли по новым правилам в кассу организации поступили денежные средства в утреннее время в сумме 800000 руб. Фактическая себестоимость проданных товаров составила 600000 руб. Учет товаров ведется по покупным ценам. Как отражаются эти операции в бухгалтерском и налоговом учете?
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Первичный документ |
Получены денежные средства от покупателей (800000) |
50 |
90-1 |
800000 |
Справка-отчет кассира- операциониста, Приходный кассовый ордер |
Списана фактическая себестоимость проданного товара |
90-2 |
41 |
600000 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Начислен НДС с суммы выручки от реализации ((800000 *18)/118 |
90-3 |
68 |
122033 |
Бухгалтерская справка-расчет |
ООО "ЦБО БАЛАНС ПЛЮС",
г.Москва,
тел./факс (095) 775-31-42 (доб. 50-54)
[email protected]
13 июля 2005 года N А3974