Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901944002.htm


Налог на прибыль: первичные документы, подтверждающие расходы на проживание в гостинице, осуществленные сотрудником организации во время пребывания в командировке

    
    

 Вопрос:

    
    Какой документ подтверждает расходы на командировку по услугам гостиницы для целей налогообложения прибыли?
    
    

 Ответ:

    
    В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
    
    Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, - убытки), осуществленные налогоплательщиком.
    
    Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
    
    Порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.
    
    Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
    
    В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами.
    
    Согласно пункту 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
    
    а) наименование документа;
    
    б) дату составления документа;
    

    в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
    
    г) содержание хозяйственной операции;
    
    д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
    
    е) наименование должностей лиц;
    
    ж) личные подписи указанных лиц.
    
    Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, разрабатываются организацией самостоятельно с учетом вышеизложенных требований и утверждаются приказом руководителя.
    
    При оформлении оплаты за проживание в гостинице заполняется счет по форме N 3-г, утвержденной приказом Минфина России от 13.12.93 N 121, который является бланком строгой отчетности и выдается помимо приходного кассового ордера (или кассового чека), подтверждающего осуществление фактической оплаты по этому счету.
    
    Таким образом, для подтверждения в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций расходов на проживание в гостинице, осуществленных сотрудником организации во время пребывания в командировке, необходимо прежде всего наличие счета из гостиницы, оформленного по утвержденной в соответствии с требованиями закона порядке форме N 3-г, платежных документов, подтверждающих осуществление фактической оплаты по этому счету (например, чек контрольно-кассовой машины или приходный кассовый ордер), и иных документов, подтверждающих факт оказания гостиничных услуг.

    

Т.С.Северова,
Министерство финансов
Российской Федерации

    
5 сентября 2005 года N МВ3417