Отсутствие расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера в счете-фактуре
не может считаться нарушением порядка его оформления
Вопрос:
В ходе проверки ИМНС выявила ряд нарушений, повлекших недоплату НДС.
ИМНС считает, что в нарушение пункта 6 статьи 169 НК РФ представленные организацией счета-фактуры подписаны неустановленным лицом. Инспекция указывает на то, что счета-фактуры оформлены с нарушением пункта 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.98 N 34н (не даны расшифровки подписей должностных лиц).
Поэтому ИМНС не приняла счета-фактуры, выписанные в качестве оснований для применения налоговых вычетов, и вынесла соответствующее решение.
Организация, считая решение ИМНС недействительным, обратилась в арбитражный суд.
Обосновано ли решение суда о том, что у ИМНС не было оснований для доначисления НДС, пеней, а также штрафа по п.1 ст.122 НК РФ, поскольку отсутствие расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера в счете-фактуре не может считаться нарушением порядка его оформления, так как статьей 169 НК РФ не предусмотрены требования о наличии в счете-фактуре расшифровки подписей должностных лиц?
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на установленные названной статьей налоговые вычеты.
В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), предназначенных для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, перечисленных в пунктах 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и наличия соответствующих первичных документов.
Требования к оформлению счетов-фактур перечислены в статье 169 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к оформлению счета-фактуры, не предусмотренных пунктами 5, 6 статьи 169 НК РФ, не является основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В пункте 6 статьи 169 НК РФ указано, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.
Отсутствие расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера в счете-фактуре не может считаться нарушением порядка его оформления, так как статьей 169 НК РФ не предусмотрены требования о наличии в счете-фактуре расшифровки подписей должностных лиц.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было достаточных оснований считать, что счета-фактуры, подтверждающие оплату организацией товаров с учетом НДС, подписаны неизвестными лицами.
Таким образом, следует признать, что у ИМНС не было законных оснований для доначисления НДС, начисления пеней и взыскания штрафа по этому эпизоду.
3 мая 2005 года N СП1659
См. решение по аналогичному делу -
постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 мая 2005 года N А42-2795/04-16