Муниципальное образование правомерно не включило в базу, облагаемую НДС,
стоимость коммунальных услуг, предоставленных учреждениям социально-культурной сферы, имеющим 100% льготу по оплате этих услуг
Вопрос:
Бюджетной росписью к бюджету муниципального образования "В" предусмотрены дотации из местного бюджета.
Муниципальным учреждениям социально-культурной сферы, финансируемым из бюджета муниципального образования "В", предоставлена 100% льгота по оплате коммунальных услуг.
Муниципальное образование "В" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИМНС о доначислении сумм НДС по результатам налоговой проверки, в ходе которой, по мнению ИМНС, выяснилось, что муниципальное образование "В" незаконно не включило в базу, облагаемую НДС, стоимость предоставленных учреждениям социально-культурной сферы услуг (теплоснабжение, холодное водоснабжение, канализационно-очистные услуги, техническое обслуживание и содержание), за которые не было получено оплаты вследствие предоставления названным учреждениям 100% льготы по оплате коммунальных услуг. По мнению налогового органа, в данном случае имеет место безвозмездное оказание услуг, которое является объектом обложения НДС.
Обоснованно ли суд применил положение пункта 2 статьи 154 НК РФ и сделал вывод о том, что истец (муниципальное образование) правомерно не включил в базу, облагаемую НДС, стоимость коммунальных услуг, предоставленных учреждениям социально-культурной сферы, имеющим 100% льготу по оплате этих услуг?
Ответ:
В силу статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях главы 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, в рассматриваемом случае имеется объект обложения НДС.
Однако нормами статьи 166 НК РФ, регулирующей порядок исчисления налога, установлено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен статьей 154 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Как следует из содержания указанного пункта, в нем предусмотрены два случая, когда налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации:
- при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен;
- при реализации товаров с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством.
В данном случае бюджетной росписью к бюджету муниципального образования "В" предусмотрены дотации из местного бюджета.
Таким образом, поскольку местным бюджетом предусмотрено получение дотаций на покрытие убытков по текущему ремонту и оказанию коммунальных услуг учреждениям социально-культурной сферы и бань, предоставление коммунальных услуг таким учреждениям не является безвозмездным.
При таких обстоятельствах суд обоснованно применил положение пункта 2 статьи 154 НК РФ и сделал правильный вывод о том, что муниципальное образование "В" правомерно не включило в базу, облагаемую НДС, стоимость коммунальных услуг, предоставленных учреждениям социально-культурной сферы, имеющим 100% льготу по оплате этих услуг.
11 мая 2005 года N СП1675
См. решение по аналогичному делу -
постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 мая 2005 года N А56-14149/2004