Налог на прибыль: документы, подтверждающие производственную направленность и экономическую обоснованность услуг международной связи
Вопрос:
Организация использует услуги международной связи. Какими документами необходимо подтвердить производственную направленность и экономическую обоснованность услуг международной связи в целях их включения в состав расходов для целей налогообложения прибыли?
Ответ:
Статьей 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ к числу прочих расходов, связанных с производством, реализацией, отнесены расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги.
Следовательно, обязательными условиями для правомерного отнесения на уменьшение налоговой базы указанных выше расходов по оплате услуг телефонной связи являются их экономическая оправданность, наличие документального подтверждения и их непосредственная связь с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
В качестве подтверждения производственного характера международных и междугородних телефонных разговоров могут быть представлены как детализированные счета услуг связи, так и внутренние распорядительные документы организации, указывающие на закрепление за конкретными сотрудниками организации служебных обязанностей по осуществлению телефонных переговоров с организациями - потенциальными заказчиками товаров (работ, услуг), и другие аналогичные документы (приказы, распоряжения, отчеты, должностные инструкции и т.п.).
Кроме этого, во избежание споров с налоговым органом целесообразно составить внутренние распорядительные документы:
закрепляющие цели проведения переговоров и обсуждаемый круг вопросов;
отчеты сотрудников о результатах таких переговоров;
подтверждающие факт использования информации, результатов международных и междугородних телефонных переговоров в деятельности организации.
Лермонтов Ю.М.,
советник налоговой службы II ранга
5 сентября 2005 года N Э5965