Вопрос:
Некоммерческая организация (спортивный фонд) получает компенсации из городского бюджета на погашение затрат по коммунальным платежам. Просим разъяснить порядок бухгалтерского и налогового учета указанных средств.
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 22 марта 2005 года N 03-03-01-04/4/24
[О порядке бухгалтерского и налогового учета денежных средств, полученных некоммерческой организацией из городского бюджета на погашение затрат по коммунальным платежам]
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел письмо о порядке бухгалтерского и налогового учета денежных средств, полученных некоммерческой организацией из городского бюджета на погашение затрат по коммунальным платежам, и сообщает следующее.
При отражении в бухгалтерском учете средств, полученных из городского бюджета в качестве компенсации затрат, понесенных некоммерческой организацией по коммунальным платежам, следует руководствоваться пояснениями к счету 86 "Целевое финансирование", приведенными в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н.
В соответствии с п.2 ст.251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Исходя из положений вышеназванного пункта, к целевым поступлениям относятся, в частности, поступления из бюджета бюджетополучателям.
Согласно ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования - это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Пунктом 3 ст.159 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что бюджетную роспись составляет распорядитель бюджетных средств.
Принимая во внимание изложенное, в случае если средства, полученные некоммерческой организацией, предусмотрены в бюджетной росписи доходов и расходов бюджета на 2004 финансовый год, а также использованы по прямому назначению, такие средства рассматриваются как целевые и не являются объектом обложения налогом на прибыль.
Заместитель
директора Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.Иванеев
Текст документа сверен по:
"Некоммерческие организации в России",
N 4, июль-август, 2005 год