Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901947542.htm

        

 Вопрос:
     

    В связи с введением в действие с 1 января 2005 года Федерального закона Российской Федерации от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" прошу разъяснить порядок возмещения расходов нотариусам при предоставлении льгот гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, предусмотренных ст.333_38 Налогового кодекса РФ.
    
    В соответствии со ст.22 Основ законодательства РФ о нотариате на занимающихся частной практикой нотариусов, как и на нотариусов государственных нотариальных контор, возложена законом обязанность по льготному обслуживанию ряда граждан - некоторые граждане совершают нотариальные действия бесплатно, некоторые освобождаются от платы за совершение нотариальных действий на 50 и более процентов. При этом, в отличие от финансирования государственных нотариальных контор, содержащихся за счет отчислений из федерального бюджета в силу положений закона, законодательством прямо не предусмотрен порядок выплаты частному нотариусу какого-либо вознаграждения за данную работу или компенсации понесенных в связи с подобной деятельностью затрат.
    
    Часть 4 ст.22 Основ, установив льготный порядок обслуживания определенной категории лиц и не предусмотрев для нотариусов, занимающихся частной практикой, компенсации за эту работу, ограничивает их право на вознаграждение за труд, установленное ч.3 ст.37 Конституции РФ и противоречит ч.3 ст.55 Конституции РФ, допускающей возможность ограничения федеральным законом прав и свобод граждан лишь в строго определенных случаях.
    
    П.3* Конституции РФ "Каждый имеет право на ... вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации"
________________
    * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "П.3 ст.37". - Примечание .     
    
    
    П.3. ст.55 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
    
    Ранее действовавшим постановлением Верховного Совета РФ от 11.02.93 N 4461-1* "О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате", Верховный Совет РФ обязал Правительство РФ в трехмесячный срок привести свои решения в соответствие с названными Основами и предложил иметь в виду, что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий в отношении льготной категории лиц, упомянутых в ч.4 ст.22 Основ.
    

    Конституционный суд РФ в определении от 4 марта 1999 года N 36-О "О проверке Конституционности части 4 ст.22 Основ законодательства РФ о нотариате", носящей характер, аналогичный новой редакции ст.22 Основ, принятой вышеуказанным Федеральным законом, в мотивировочной части Постановления указал, что ст.22 Основ, предписывающая нотариусам предоставлять льготы определенным категориям граждан при оплате нотариальных действий, должна применяться с учетом пп."а" п.3 постановления Верховного Совета от 11.02.93 N 4461-1* "О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате", что необходимо для защиты прав нотариуса.
________________
    * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "N 4463-1". - Примечание .

              
    Изложенное свидетельствует о признании законодателем права нотариусов, занимающихся частной практикой, на возмещение расходов в части льготного обслуживания граждан путем предоставления соответствующего налогового вычета, поскольку иное противоречило бы положениям статей 37 и 55 Конституции РФ.
    
    Поручение законодательного органа, содержащееся в постановлении ВС РФ от 11.02.93, Правительством РФ так и не было исполнено, вопрос о возмещении частным нотариусам затрат по обслуживанию граждан, имеющих право на льготы, так и не был урегулирован.
    
    До последнего времени существовала практика подразделений Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по отказу от включения в состав расходов частнопрактикующих нотариусов не взысканных сумм тарифов за совершение нотариальных действий в отношении вышеуказанной категории лиц. В связи с этим нотариусы вынуждены неоднократно обращаться в судебные органы с заявлениями об оспаривании действий должностных лиц налоговых органов. Суды единодушно поддерживают позицию нотариусов, во всех случаях удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконность действий ИМНС.
    
    Действовавшее ранее постановление Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2006-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О государственной пошлине" признано вышеуказанным Федеральным законом утратившим силу с 1 января 2005 года. Соответственно, с 1 января 2005 года будет отменен единственный ранее существовавший механизм частичного возмещения нотариусам расходов при совершении нотариальных действий для льготных категорий граждан.
    
    Прошу разъяснить, за чей счет и каким образом будет производиться возмещение нотариусам расходов по обслуживанию льготных категорий граждан с 1 января 2005 года. Поскольку нотариус не может осуществлять свою деятельность на безвозмездной основе, его затраты должны быть возмещены за счет средств соответствующих бюджетов.
    

    

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 27 июля 2005 года N 03-05-01-05/137


[О вопросе о возмещении частным нотариусам расходов
по обслуживанию льготных категорий граждан]

    
    
    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо N 782 по вопросу о возмещении частным нотариусам расходов по обслуживанию льготных категорий граждан и в соответствии со статьей 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации разъясняет.
    
    Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ отменено действие подпункта "а" пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", которым было установлено, что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивался на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов), выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных частью четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, послужившее одним из оснований для принятия Конституционным Судом Российской Федерации упомянутого вами Определения от 04.03.99 N 36-О.
    
    В связи с этим с 1 января 2005 года вопрос о налогообложении доходов частных нотариусов и компенсации понесенных ими затрат в связи с совершением нотариальных действий в отношении льготных категорий плательщиков необходимо рассматривать, исходя из следующего.
    
    В соответствии с действующим законодательством о нотариате за совершение нотариальных действий, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф по ставкам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
    
    В части нотариальных действий, для которых не предусмотрена обязательная нотариальная форма, размеры нотариального тарифа установлены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате.
    
    Сборы за совершение нотариальных действий устанавливаются в рамках публично-правовых отношений, предусматривающих, в частности, государственное регулирование ценообразования в нотариальной сфере. Размер тарифов, обеспечивающих финансирование деятельности нотариата, в том числе возмещение расходов частнопрактикующих нотариусов, уплату ими налогов и других обязательных платежей, устанавливается исходя из принципа, в соответствии с которым нотариальные действия, с низкой стоимостью либо полностью освобожденные от уплаты тарифов, "субсидируются" за счет иных нотариальных действий с высокой стоимостью. То есть, предусмотренные законодательством льготы по уплате нотариальных тарифов компенсируются государством при установлении размеров этих тарифов, взимаемых с остальной части плательщиков, или за иные нотариальные действия.
    
    Таким образом, получение нотариусом вознаграждения за совершение нотариальных действий в отношении льготных категорий плательщиков обеспечивается за счет тарифов, взимаемых с остальной части плательщиков или за иные нотариальные действия.
    

    Кроме того, при определении налоговой базы частнопрактикующих нотариусов в составе их профессиональных налоговых вычетов наряду с расходами, связанными с совершением нотариальных действий, за которые нотариусами получено вознаграждение, полностью принимаются к вычету те расходы, которые фактически произведены ими в процессе совершения нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины (нотариального тарифа).
    
    С учетом изложенного, неполученные тарифы за совершение нотариальных действий в отношении льготных категорий плательщиков не компенсируются и не подлежат включению в состав расходов нотариуса.
    
    

Заместитель
директора Департамента
А.И.Иванеев



Текст документа сверен по:
рассылка