Ответственность перевозчика в случае утраты, недостачи или повреждении багажа
при внутренних и международных авиаперевозках
Вопрос:
Какое возмещение может получить пассажир при утрате, недостаче или повреждении багажа при внутренних и международных авиаперевозках?
Н.Акимшина, г.Пермь
Ответ:
Прежде всего следует отметить, что багаж может быть сдан в аэропорту с объявленной ценностью за дополнительную плату. Это предусмотрено п.4.6.1 Правил перевозки пассажиров, багажа и груза на воздушных линиях, утвержденных приказом МГА СССР от 16 января 1985 года N 19. Для этого следует обратиться в службу аэропорта, отвечающую за прием багажа. Большинство этого не делают, о чем впоследствии могут пожалеть.
Для внутренних воздушных перевозок установлены следующие размеры ответственности перевозчика:
- за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, принятого с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности;
- за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, принятого без объявления ценности, - в размере его стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом МРОТ за килограмм веса;
- за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более десяти установленных федеральным законом МРОТ.
При этом стоимость багажа и вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии - исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было (п.1, 2 ст.119 ВК РФ).
Согласно п.3 ст.119 ВК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Россия является участником Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 года. Вот что предусматривает, в частности, ст.22 Конвенции.
При перевозке пассажиров ответственность перевозчика в отношении каждого из них ограничивается суммой 250 тысяч франков. Однако посредством особого соглашения перевозчик и пассажир могут установить и более высокий предел ответственности.
- При перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой 250 франков с килограмма, за исключением случаев, когда пассажир или отправитель в момент передачи места перевозчику делают специальные заявления о заинтересованности в доставке к месту назначения и уплачивают, если это требуется, дополнительный сбор. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения.
- В отношении предметов, оставляемых пассажиром при себе, ответственность перевозчика ограничивается 5 тысячами франков на пассажира.
Суммы, указанные в названной статье во франках, рассматриваются как относящиеся к валютной единице, состоящей из 65, 5 миллиграмма золота пробы девятьсот тысячных. Эти суммы могут переводиться в национальную валюту в округленных цифрах. Перевод сумм в национальную валюту, не имеющую золотого содержания, в случае судебных разбирательств производится в соответствии с золотой стоимостью таких валют на дату судебного решения.
А.Восковский,
ведущий эксперт
"ЭЖ Вопрос - ответ"
"Экономика и жизнь",
N 35, 2005 год
2 сентября 2005 года N Э6038