Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901950853.htm


В лицензии должны быть указаны все объекты,
где лицензиатом будет осуществляться розничная продажа алкогольной продукции


    

 Вопрос:          

   
    Обоснованно ли суд отказал обществу о признании незаконным и отмене постановления ИФНС о привлечении общества к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, указав, что поскольку сфера действия выданной обществу лицензии на момент проверки была ограничена указанными в ней объектами, к числу которых спорный объект не относился, то общество не имело права на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на этом объекте?

    
    

 Ответ:           

    Пунктом 10 статьи 18 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений указанного Закона.
    
    В Санкт-Петербурге данный порядок установлен распоряжением Лицензионной палаты администрации Санкт-Петербурга от 21.01.2000 N 02-р (в редакции от 13.04.2004) "Об утверждении положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге", которое принято во исполнение распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 17.01.2000 N 28-р "О мерах по реализации Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
    
    В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
    
    Этим же Законом предусмотрена необходимость к заявлению о предоставлении лицензии прилагать копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии возможности у соискателя лицензии соблюдать установленные лицензионные требования и условия.
    
    Перечень таких документов содержится в пункте 5 распоряжения Лицензионной палаты администрации Санкт-Петербурга от 21.01.2000 N 02-р. К их числу относятся характеристика объекта лицензирования (вид объекта, специализация, занимаемая площадь); положительные заключения специально уполномоченных на то органов о соответствии торговых и складских помещений предъявляемым санитарным и эпидемиологическим требованиям, противопожарным нормам и требованиям; документы, подтверждающие право пользования объектом, помещением; справка налогового органа о регистрации установленных на объекте или в помещении контрольно-кассовых машин.
    
    В соответствии с пунктом 8 этого распоряжения в лицензии указывается в том числе и адрес территориально обособленного объекта, на котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
    
    Названное распоряжение Лицензионной палаты соответствует статье 19 Закона, согласно которой лицензиат представляет в лицензирующий орган вместе с заявлением определенный перечень документов, в том числе положительные заключения специально уполномоченных на то государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации (заявителя) санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям, а также требованиям техники безопасности.
    
    Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о том, что лицензия хотя и дает право на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, однако в ней должны быть указаны объекты, на которых лицензиатом будет производиться продажа алкогольной продукции. Это обусловлено тем, что лицензирующему органу необходимо проверить эти объекты на соответствие их установленным лицензионным требованиям и условиям.
    
    Применительно к норме Закона о том, что действие лицензии на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной юридическому лицу, распространяется на деятельность входящих в его состав структурных подразделений, следует говорить не о получении лицензии на каждый территориально обособленный объект, а о том, что в лицензии должны быть указаны все объекты, где эта деятельность будет осуществляться лицензиатом. Иначе, получив лицензию на право розничной продажи алкогольной продукции на объекте, который отвечает лицензионным требованиям и условиям, лицензиат сможет заниматься этой деятельностью на любом другом объекте, который не соответствует условиям и требованиям, предъявляемым к этому виду деятельности.
    
    В данном случае сфера действия выданной обществу лицензии на момент проверки была ограничена указанными в ней объектами, к числу которых спорный объект не относился.
    
    В соответствии со статьей 3 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 N 987 (в редакции от 02.11.2000 N 840), продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    
    Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции на спорном объекте осуществлялась обществом без выданной в установленном порядке лицензии, поэтому ИФНС правомерно привлекла его к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
    
    
1 августа 2005 года N СП1710
    
    

См. решение по аналогичному делу -
постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 августа 2005 года N А56-45367/04