Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901950947.htm


О способах влияния совета директоров на исполнительные органы АО



 Вопрос:


    Каким образом может быть регламентировано влияние совета директоров на деятельность, состав, принятие решений исполнительных органов?
    

 Ответ:


    В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Федерального закона "Об акционерных обществах" совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных указанным Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.
    
    Так же, как и в отношении влияния акционеров на деятельность совета директоров, влияние совета директоров на деятельность, состав и принятие решений исполнительных органов напрямую зависит от компетенции совета директоров, закрепленной федеральным законом и уставом акционерного общества.
    
    В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона "Об акционерных обществах" в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных названным Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров. К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся следующие вопросы:
    
    1) определение приоритетных направлений деятельности общества;
    
    2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 статьи 55 Федерального закона "Об акционерных обществах";
    
    3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
    
    4) определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
    
    5) увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
    
    6) размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах";
    
    7) определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах";
    
    8) приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах";
    

    9) образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
    
    10) рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;
    
    11) рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
    
    12) использование резервного фонда и иных фондов общества;
    
    13) утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено Федеральным законом "Об акционерных обществах" к компетенции общего собрания акционеров (внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества), а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;
    
    14) создание филиалов и открытие представительств общества;
    
    15) одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах";
    
    16) одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах";
    
    17) утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;
    
    18) иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах" и уставом общества.
    
    При этом пунктом 2 статьи 65 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрено, что вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества. Как следует из подпункта 18 пункта 1 указанной статьи, компетенция совета директоров акционерного общества, в отличие от компетенции общего собрания акционеров, может быть и не ограничена кругом тех вопросов, решение которых возложено на совет директоров статьей 65 и иными нормами Федерального закона "Об акционерных обществах". Федеральный закон допускает, что к компетенции совета директоров может быть отнесено решение и иных вопросов, в том числе и через сокращение компетенции исполнительных органов общества, которая не сформулирована Федеральным законом "Об акционерных обществах" исключительным образом. Однако для того, чтобы совет директоров признавался правомочным принимать решение по вопросам, не отнесенным к его компетенции непосредственно Федеральным законом "Об акционерных обществах", необходимо круг данных вопросов четко определить уставом общества. Эти вопросы должны быть определены таким образом, чтобы исключить неясность в разграничении компетенции совета директоров, исполнительных органов и общего собрания акционеров. Следует при этом иметь в виду, что и решение вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров уставом общества, не может быть передано исполнительным органам в силу пункта 2 статьи 65 Федерального закона "Об акционерных обществах".
    
    К числу вопросов, отнесенных Федеральным законом "Об акционерных обществах" к компетенции совета директоров, прямо не перечисленным в пункте 1 статьи 65 указанного Федерального закона, можно отнести следующие вопросы:
    

    - внесение в устав общества изменений и дополнений по результатам размещения акций общества, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, иного решения, являющегося основанием размещения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций (пункт 2 статьи 12);
    
    - внесение изменений и дополнений в устав общества, связанных с уменьшением уставного капитала общества путем приобретения акций общества в целях их погашения, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров о таком уменьшении и утвержденного советом директоров (наблюдательным советом) общества отчета об итогах приобретения акций (пункт 3 статьи 12);
    
    - внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества (пункт 5 статьи 12);
    
    - совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии и об утверждении передаточного акта (пункт 2 статьи 16);
    
    - совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении договора о присоединении. Совет директоров (наблюдательный совет) присоединяемого общества выносит также на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта (пункт 2 статьи 17);
    
    - совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме разделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме разделения, о создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса (пункт 2 статьи 18);
    
    - совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме выделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и о порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса (пункт 2 статьи 19);
    

    - совет директоров (наблюдательный совет) преобразуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива (пункт 2 статьи 20);
    
    - в случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (пункт 2 статьи 21);
    
    - решение по вопросам, указанным в подпунктах 2, 6 и 14-19 пункта 1 статьи 48 Федерального закона "Об акционерных обществах", принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не установлено уставом общества (пункт 3 статьи 49);
    
    - при подготовке к проведению общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) определяет: форму проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование); дату, место, время проведения, почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени; дату составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании; его повестку дня, порядок сообщения акционерам о проведении собрания; перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению собрания, и порядок ее предоставления; форму и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями (пункт 1 статьи 54);
    
    - внеочередное общее собрание акционеров проводится по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы, требования ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, а также акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества на дату предъявления требования (пункт 1 статьи 55);
    
    - в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" в случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий управляющей организации или управляющего. Одновременно с указанными решениями совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) управляющей организации или управляющему. В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров и единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового исполнительного органа общества или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему. Все указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" решения принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Временные исполнительные органы общества осуществляют руководство текущей деятельностью общества в пределах компетенции исполнительных органов общества, если компетенция временных исполнительных органов общества не ограничена уставом общества;
   
    - годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества (пункт 4 статьи 88).
    

    С учетом изложенного выше, в свете поставленных вопросов о регламентации влияния совета директоров на исполнительные органы общества, можно сделать следующие выводы.
    
    В части влияния совета директоров на состав исполнительных органов: такое влияние может быть самым непосредственным. Как уже отмечалось, формирование исполнительных органов, приостановление их полномочий и досрочное прекращение их полномочий может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров.
    
    Кодексом корпоративного поведения акционерным обществам рекомендовано в целях действенного и эффективного влияния на состав исполнительных органов наделять совет директоров следующими правами:
    
    1) правом приостанавливать полномочия генерального директора (управляющей организации, управляющего) общества;
    
    2) правом определять требования к кандидатам на должности генерального директора (управляющей организации, управляющего) и членов правления общества;
    
    3) правом утверждать условия договоров с генеральным директором (управляющей организацией, управляющим), членами правления общества, включая условия о вознаграждении и иных выплатах.
    
    Соответствующие права должны быть отражены в уставе общества в числе прочих вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров.
    
    Состав исполнительных органов общества должен обеспечивать наиболее эффективное осуществление функций, возложенных на исполнительные органы. Для этого:
    
    - генеральный директор и члены правления должны избираться в соответствии с прозрачной процедурой, предусматривающей предоставление акционерам полной информации об этих лицах;
    
    - при принятии решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему) акционеры должны располагать полной информацией об управляющей организации (управляющем), включая информацию о рисках, связанных с передачей полномочий управляющей организации (управляющему), обоснование необходимости такой передачи, подтверждение наличия у управляющей организации (управляющего) средств для возмещения убытков обществу в случае их возникновения по вине управляющей организации (управляющего), а также проект договора, заключаемого с управляющей организацией (управляющим);
    
    - генеральный директор и члены правления должны иметь достаточно времени для исполнения возложенных на них обязанностей.
    

    Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" совет директоров может быть наделен полномочиями по приостановлению деятельности исполнительных органов в порядке и на условиях, предусмотренных указанным пунктом. Совету директоров рекомендуется приостанавливать полномочия генерального директора (управляющей организации, управляющего), в частности, если выявлены нарушения в исполнении данным лицом своих обязанностей, в том числе неисполнении решений совета директоров. В уставе общества рекомендуется определить сроки и основания приостановления полномочий исполнительных органов.
    
    Законодательство не предусматривает, кем определяются условия договора с генеральным директором (управляющей организацией, управляющим) и членами правления общества, в том числе размер их вознаграждения. Этот вопрос не относится к компетенции общего собрания акционеров и, очевидно, не может быть передан на усмотрение самих исполнительных органов. Поэтому в уставе общества рекомендуется прямо предусмотреть, что утверждение условий таких договоров, включая условия о вознаграждении и иных выплатах, относится к компетенции совета директоров. Поскольку членами совета директоров могут быть члены правления общества, для исключения конфликта интересов таким членам совета директоров рекомендуется воздерживаться от участия в голосовании при утверждении условий договоров с генеральным директором и членами правления. Голоса исполнительных директоров рекомендуется учитывать при определении кворума заседания совета директоров. Однако при утверждении условий договоров с генеральным директором (управляющей организацией, управляющим) и членами правления голоса таких членов совета директоров учитывать не следует.
    
    Эффективность деятельности исполнительных органов общества в значительной степени зависит от квалификации высших должностных лиц. Поэтому в обществе необходимо создавать условия для привлечения к управлению обществом высококвалифицированных специалистов. Одним из таких условий является установление в уставе общества дополнительных, не предусмотренных законодательством требований к кандидатам на должности генерального директора (управляющей организации, управляющего), членов правления и руководителей основных структурных подразделений, а также к их вознаграждению. Принимая во внимание, что обеспечение эффективной деятельности общества относится к функциям совета директоров, определение таких требований к квалификации и размеру вознаграждения целесообразно отнести к компетенции совета директоров. Отдельные рекомендации по требованиям к кандидатурам генерального директора и членов правления даны в Кодексе корпоративного управления.
    
    Что касается влияния совета директоров на деятельность и принятие решений исполнительных органов, то прямое влияние по данным направлениям практически исключено, в том смысле, что совет директоров не вправе выходить за рамки своей компетенции, сформулированной в уставе акционерного общества, и подменять собой деятельность исполнительных органов общества. Следовательно, речь можно вести лишь о косвенном влиянии. Такое косвенное влияние условно можно проследить в трех аспектах.
    

    Во-первых, с учетом того, что компетенция совета директоров акционерного общества не сформулирована в законе исчерпывающим образом, а может быть и расширена путем отнесения решения дополнительных вопросов к компетенции совета директоров уставом общества, влияние совета директоров на деятельность и принятие решений исполнительными органами может быть усилено путем расширения компетенции совета директоров уставом акционерного общества. Таким образом, роль совета директоров в руководстве делами акционерного общества будет усилена за счет уменьшения компетенции исполнительных органов общества.
    
    Во-вторых, в компетенцию совета директоров общества входит решение вопросов определения приоритетных направлений деятельности общества. Совет директоров определяет стратегию развития общества, а также обеспечивает эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества. С этой целью совет директоров утверждает: приоритетные направления деятельности общества; финансово-хозяйственный план; процедуры внутреннего контроля. Исполнительные органы должны действовать в соответствии с финансово-хозяйственным планом общества.
    
    Законодательство возлагает на совет директоров обязанность определять приоритетные направления развития общества. Определяя такие направления, совет директоров устанавливает основные ориентиры деятельности общества на долгосрочную перспективу. В то же время эффективное следование утвержденным приоритетным направлениям возможно лишь при условии их объективной оценки с учетом рыночной ситуации, финансового состояния общества и других факторов, оказывающих влияние на финансово-хозяйственную деятельность общества.
    
    Такую оценку целесообразно проводить ежегодно в форме утверждения советом директоров по представлению исполнительных органов финансово-хозяйственного плана (бюджета) - документа общества, в котором должны быть отражены планируемые на год расходы по каждому из направлений деятельности общества, а также средства общества на покрытие этих расходов. В рамках данного документа, в частности, должны найти отражение план производства, план маркетинговой деятельности, бизнес-план инвестиционных проектов, осуществляемых обществом. При этом степень детальности финансово-хозяйственного плана должна позволять исполнительным органам общества в рамках данного плана проявлять инициативу при осуществлении руководства текущей деятельностью общества.
    
    Финансово-хозяйственный план является руководством при осуществлении текущей деятельности общества, а его исполнение - главным критерием оценки эффективности деятельности исполнительных органов, ответственных за руководство текущей деятельностью общества. Исполнительные органы должны согласовывать с советом директоров совершение сделок, не соответствующих финансово-хозяйственному плану. В связи с этим обществу рекомендуется во внутренних документах определить процедуру согласования операций, которые выходят за рамки финансово-хозяйственного плана.
    
    В-третьих, совет директоров обеспечивает эффективную деятельность исполнительных органов общества, в том числе посредством осуществления контроля (финансового контроля) за их деятельностью. Законодательство устанавливает подотчетность исполнительных органов акционерам и совету директоров общества. Однако акционеры могут получить отчет о деятельности исполнительных органов общества, как правило, только на годовом общем собрании, а этого недостаточно для эффективного контроля за их деятельностью. Поэтому основную роль в обеспечении контроля за деятельностью исполнительных органов призван играть совет директоров. Такой контроль должен предполагать возможность для совета директоров приостановить полномочия генерального директора (управляющей организации, управляющего), назначаемого общим собранием акционеров. Указанные полномочия совета директоров должны быть предусмотрены уставом общества.
    
    Действующая в обществе система контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью направлена на обеспечение доверия инвесторов к обществу и органам его управления. Основной целью такого контроля является защита капиталовложений акционеров и активов общества. Рекомендуется, чтобы контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществлялся советом директоров общества и его комитетом по аудиту, ревизионной комиссией общества, контрольно-ревизионной службой общества, а также независимой аудиторской организацией (аудитором) общества.
    
    Общество должно обеспечить создание и эффективное функционирование системы ежедневного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. Совет директоров играет также важную роль в организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
    
    Для эффективного осуществления советом директоров непосредственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества и, прежде всего, за исполнением его финансово-хозяйственного плана Кодексом корпоративного поведения совету директоров общества рекомендуется создать специальный комитет совета директоров, ответственный за данное направление деятельности, - комитет по аудиту.
    
    С целью обеспечения должной объективности при осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества в состав комитета по аудиту рекомендуется включать только независимых директоров. В тех случаях, когда это невозможно в силу объективных причин, комитет по аудиту должен возглавляться независимым директором и состоять из независимых и неисполнительных директоров.
    
    В уставе общества рекомендуется установить конкретные требования к профессиональной квалификации членов комитета по аудиту. В частности, рекомендуется, чтобы члены комитета по аудиту обладали специальными знаниями - владели основами бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
    
    Личностные качества членов комитета по аудиту не должны вызывать сомнений в том, что они будут действовать в интересах общества, поэтому на данные должности рекомендуется назначать лиц, имеющих безупречную репутацию. При этом совершение лицом преступления в сфере экономической деятельности или против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также административного правонарушения, прежде всего в области предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, является одним из факторов, отрицательно влияющих на его репутацию. Одним из оснований сомневаться в том, что члены комитета по аудиту будут действовать исключительно в интересах общества, является наличие у них конфликта интересов, вызванного участием в иных юридических лицах, членством в органах управления или занятием должностей в иных юридических лицах. Поэтому не рекомендуется, чтобы членами комитета по аудиту были лица, занимающие должности в обществе или юридическом лице, конкурирующем с обществом.
    
    Комитету по аудиту рекомендуется проводить заседания не реже одного раза в месяц и готовить свои рекомендации для совета директоров общества.
    
    Непосредственно на заседаниях комитета по аудиту по вопросам исполнения финансово-хозяйственного плана, соблюдения процедур внутреннего контроля в обществе, управления рисками, нестандартных операций заслушиваются руководитель контрольно-ревизионной службы общества, иные должностные лица общества, а также представители аудиторской организации. Рекомендуется, чтобы заседания комитета по аудиту проводились регулярно по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц (плановые заседания).
    
    Если на заседание совета директоров общества выносятся вопросы, касающиеся деятельности комитета по аудиту, рекомендуется заседание комитета по аудиту провести до заседания совета директоров. При этом комитет по аудиту должен предоставить совету директоров свои рекомендации в отношении любых вопросов, решение по которым принимается советом директоров.
    
    

Смирнов А.Е., юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел./факс 332-32-85

30 сентября 2005 года N Ю8457