Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901951367.htm

    
Оформление актов сдачи-приемки услуг



 Вопрос:


    Каков порядок оформления актов сдачи-приемки услуг при исчислении налогооблагаемой прибыли?



 Ответ:

    
    В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а с 1 января 2006 года также документами, оформленными в соответствии с законодательством иностранных государств.
    
    Согласно ст.313 НК РФ подтверждением данных налогового учета могут являться:
    
    первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
    
    аналитические регистры налогового учета;
    
    расчет налоговой базы.
    
    Таким образом, для подтверждения обоснованности затрат необходимо наличие соответствующих первичных документов, оформляющих эти затраты.
    
    В соответствии со ст.9 Закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. В письме Минфина России от 30.04.2004 N 04-02-05/1/33 разъяснено, что для признания расходов налогоплательщиков, понесенных по гражданско-правовым договорам, если составление акта является обязательным в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором, акт выполненных работ (оказанных услуг) является обязательным подтверждающим документом. Таким образом, если в договоре предусмотрено, что, например, стороны ежемесячно составляют акт исполнения работ (услуг) за прошедший месяц, оформленный акт является обязательным документом, подтверждающим обоснованность принятия соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы при расчете налога на прибыль. При этом акт может быть оформлен в произвольной форме (поскольку унифицированной формы такого первичного документа государственными органами не разработано), но при этом составлен в соответствии с требованиями ст.9 Закона N 129-ФЗ (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.01.2004 N А11-4426/2003-К2-Е-1961).
    
    Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты (п.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ):
    

    наименование документа;
    
    дата составления документа;
    
    наименование организации, от имени которой составлен документ;
    
    содержание хозяйственной операции;
    
    измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
    
    наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
    
    личные подписи указанных лиц.
    
    Оформленные таким образом акты являются надлежащим доказательством понесенных расходов, и на их основании расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.
    
    Если в договоре на оказание услуг не предусмотрена обязанность сторон по оформлению акта сдачи-приемки услуг, такой акт оформлять не обязательно.
    
    

А.Трубников, аудитор
"Финансовая газета",
    N 41(721), октябрь, 2005 год

17 октября 2005 года N Э6143