Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901951906.htm


 Вопрос:     

    Приказом ФТС России от 15.03.2005 N 198 (зарегистрирован Минюстом России 28.03.2005, рег. N 6439) в целях реализации части 2 статьи 27.3 и части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утвержден перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание.
    
    В соответствии с положениями указанного приказа сотрудники таможенных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не включены в указанный перечень. Подобное исключение было обусловлено требованиями Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", нацеливающего работу указанных подразделений только на борьбу с преступностью и запрещающего оперативным сотрудникам заниматься иной деятельностью.
    
    Вместе с тем, в практике работы таможенных органов возникают вопросы относительно возможности осуществления оперативно-розыскной деятельности для пресечения административных правонарушений, а также правомерности наделения в установленном порядке должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях (включения их в перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и проводить административное задержание).
    
    Принимая во внимание значимость затронутых проблем для правоохранительной работы таможенных органов, прошу высказать вашу позицию по изложенным вопросам.
    
    

Заместитель руководителя ФТС России
генерал-лейтенант
Н.А.Волобуев,
письмо Федеральной Таможенной Службы
от 14 июня 2005 года N 01-40/19663


    
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    
ПИСЬМО

от 2 сентября 2005 года N 47-15д-05


[О наделении должностных лиц таможенных органов,
занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, правом
составления протоколов об административных правонарушениях]

    
    
    В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено ваше обращение по проблеме наделения должностных лиц таможенных органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью правом составления протоколов об административных правонарушениях.
    
    Установлено, что приказ Федеральной таможенной службы от 15 марта 2005 года N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" (далее - Приказ) не включил в перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, сотрудников таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
    
    Такой подход ФТС России вполне оправдан и соответствует требованиям федерального законодательства.
    
    В соответствии с пунктом 5 статьи 408 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы для выполнения возложенных на них функций в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производят неотложные следственные действия и дознание в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, обеспечивают собственную безопасность.
    
    Оперативно-розыскная деятельность - это деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (статья 1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). Согласно статье 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Исчерпывающий перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий дан в статье 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
    
    Таким образом, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" не предусматривает возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях пресечения административных правонарушений и не наделил должностных лиц, осуществляющих ОРД правом принимать решения по фактам выявленных административных правонарушений.
    
    В частности, принцип разделения полномочий определен и в сфере уголовного производства. Так, например, дознание может быть поручено лишь тому лицу, которое не проводит и не проводило по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч.2 ст.41 УПК РФ).
    
    При таких обстоятельствах, на подразделения таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, функции по выявлению и пресечению административных правонарушений (в том числе, составление протоколов) возлагаться не могут.
    
    

Начальник Главного управления
по надзору за процессуальной
деятельностью органов прокуратуры,
МВД, ФСКН, ФТС и юстиции
государственный советник
юстиции II класса
А.П.Кизлык



Текст документа сверен по:
рассылка