Вопрос:
ОАО осуществляет добычу нефти и уплачивает налог на добычу полезных ископаемых" (далее - НДПИ) на территории более 50 муниципальных образований (МО), которые входят в 4 субъекта Российской Федерации: Республика Башкортостан (около 50 МО), Республика Татарстан (2 МО), ХМАО (1 МО), Оренбургская область (1 МО).
В соответствии с п.1 статьи 335 Налогового кодекса Российской Федерации, местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.
В соответствии с п.1 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
Пунктом 2 статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации определено следующее:
"Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Таким образом, анализ совокупности норм п.1 статьи 335 и п.2 статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет утверждать, что исчисление и уплата НДПИ должны производиться в разрезе "мест нахождения каждого участка недр", являющихся "территорией субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр".
Обращаем ваше внимание на то, что в противоречие указанных норм Налогового кодекса Российской Федерации форма налоговой декларации по НДПИ и Инструкция по ее заполнению (утв. приказом МНС РФ от 29 декабря 2003 года N БГ-3-21/727 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и инструкции по ее заполнению") требует исчисление и уплату НДПИ производить в разрезе ОКАТО.
Это обусловило ведение в территориальных налоговых органах, в карточках лицевых счетов, учета сумм начисления и уплаты НДПИ в разрезе ОКАТО муниципальных образований, на территории которых осуществляется добыча нефти, что значительно затрудняет расчет, учет и сверку расчетов по данному налогу. В настоящее время ОАО осуществляет добычу нефти на территории более 50 муниципальных образований, с 01.01.2006 в связи с введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" количество муниципальных образований возрастет в 10 раз.
Необходимо также отметить, что вследствие ведения учета НДПИ в разрезе ОКАТО существующее в территориальных налоговых органах программное обеспечение не позволяет достоверно производить начисление пени, т.к. в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня начисляется в случае просрочки исполнения обязанности по уплате налога, а не части налога (НДПИ по ОКАТО).
Считаем, что действующая редакция приказа МНС РФ от 29 декабря 2003 года N БГ-3-21/727 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и инструкции по ее заполнению" изменяет и дополняет нормы главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, что противоречит пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, установившему, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогообложения не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
На основании вышеизложенного ОАО просит разъяснить, является ли правомерным ведение в налоговых органах учета сумм начисления и уплаты НДПИ в разрезе ОКАТО муниципальных образований.
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 20 октября 2005 года N 03-07-01-04/24
[О вопросе ведения в налоговых органах учета сумм
начисления и уплаты НДПИ по кодам Общероссийского классификатора
объектов административно-территориального деления по муниципальным
образованиям, на территории которых осуществляется добыча нефти]
В связи с вашим письмом от 22.08.2005 N 08-2/15-616 по вопросу ведения в налоговых органах учета сумм начисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых по кодам Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (далее - ОКАТО) по муниципальным образованиям, на территории которых осуществляется добыча нефти, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Как правомерно указано в вашем письме, в соответствии со статьей 335 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъектов Российской Федерации, на которых расположены участки недр, а согласно пункту 2 статьи 343 Кодекса налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем данные нормы не обязывают налогоплательщика производить уплату налога в отношении всех расположенных в субъекте Российской Федерации участков недр по месту нахождения только одного из них. Следовательно, исчисление и уплата налога на добычу полезных ископаемых производится в разрезе ОКАТО муниципальных образований в субъекте.
Поскольку согласованный с Минфином России и зарегистрированный в Минюсте России 21.01.2004 N 5448 приказ МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/727 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и инструкции по ее заполнению" издан в соответствии с положениями главы 26 Кодекса, исчисление и уплата налога на добычу полезных ископаемых в разрезе ОКАТО муниципальных образований не противоречит нормам данной главы Кодекса.
Кроме того, согласно статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК) в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы, в частности, от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов. При этом на основании статьи 58 БК собственные доходы бюджетов от закрепленных за ними федеральных налогов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Учитывая вышеизложенное, исчисление и уплата налога на добычу полезных ископаемых должны производиться с указанием в форме налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых кодов ОКАТО соответствующих муниципальных образований для обеспечения распределения поступлений от уплаты указанного налога органами федерального казначейства в соответствии с действующим бюджетным законодательством и перечисления поступающих денежных средств по принадлежности.
Следовательно, ведение в налоговых органах учета сумм начисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых в разрезе ОКАТО муниципальных образований правомерно.
Заместитель директора
Департамента
Н.А.Комова
Текст документа сверен по:
рассылка