Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901954306.htm


Изменения в налоговом законодательстве по акцизам

    
    

 Вопрос:

    
    Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ вносит изменения в закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Что именно изменилось после очередного редактирования закона N 171-ФЗ?
    
    

 Ответ:

    
    Остановимся на основных положениях:
    
    1. Об акцизных складах. В ст.12 закона N 171-ФЗ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2006 года упраздняются акцизные склады. Обязанность по уплате акцизов с алкогольной продукции, отгруженной после 01.01.2006 полностью возлагается на предприятия-производители алкогольной продукции.
    
    На смену акцизным складам как системе государственного контроля законом предусмотрено введение единой государственной автоматизированной информационной системы для осуществления госконтроля за объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
    
    Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объемах производства и оборота, а также порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы определяются Правительством Российской Федерации (ст.8 закона).
    
    Введение в действие единой государственной автоматизированной информационной системы законом определено с 1 июля 2006 года (п.4 ст.2 закона 102-ФЗ от 21.07.2005).
    
    2. О маркировке. С упразднением акцизных складов отпала необходимость в нанесении на алкогольную продукцию региональных специальных марок. Соответствующие изменения внесены в ст.12 закона 171-ФЗ. Таким образом, с 1 января 2006 года на алкогольную продукцию отечественного производства крепостью свыше 9 процентов (за исключением вин натуральных) будет наноситься только одна - федеральная специальная марка. Импортная алкогольная продукция, как и прежде, маркируется акцизными марками, приобретаемыми в таможенных органах.
    
    На законодательном уровне закреплен перечень документов, представляемых организациями для получения федеральных специальных и акцизных марок:
    
    - заявление о выдаче марок по установленной форме;
    
    - справка налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;
    
    - отчет об использовании ранее выданных марок;
    
    - копия лицензии;
    
    - копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации в единую государственную автоматизированную информационную систему.
    
    3. Об уставном фонде. Для организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта, а также алкогольной продукции (за исключением розничной продажи) крепостью более 15 процентов законодатель установил дополнительное требование - необходимость иметь оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн. рублей (п.9 ст.8 и п.2.1 ст.11 Закона 171-ФЗ).
    

    Производство водки вправе осуществлять казенные предприятия и иные предприятия, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 млн. рублей (п.2.2. ст.11 Закона 171-ФЗ).
    
    Для организаций розничной продажи алкогольной продукции закон предписывает субъектам Российской Федерации устанавливать требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда)в размере не более чем 1 млн. рублей (п.3.2 ст.16 закона 171-ФЗ). Данное требование не распространяется на организации общественного питания.
    
    4. О лицензировании. Здесь надо выделить несколько моментов.
    
    Во-первых, лицензирование производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции теперь будет осуществляться только на федеральном уровне. За субъектами Российской Федерации закон закрепляет определение порядка лицензирования и выдачи лицензий только на розничную продажу алкогольной продукции (ст.5 и 6 закона 171-ФЗ). При этом розничная продажа осуществляется только организациями (п.1 ст.16 закона 171-ФЗ). Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта РФ при условии наличия между ними соответствующего соглашения (п.10 ст.18 закона 171-ФЗ).
    
    Во-вторых, отменена необходимость получения лицензий на экспорт и импорт этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п.2 ст.18 закона 171-ФЗ).
    
    В-третьих, не подлежит лицензированию деятельность по закупке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала, при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции, либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях (п.1. ст.18 закона 171-ФЗ). Виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в п.2 ст.18 закона 171-ФЗ.
    
    Внесены изменения в п.1 ст.19 "Порядок выдачи лицензий" и теперь в пакете документов на получение лицензии не требуется представлять заключения органов внутренних дел об оснащенности охранной сигнализацией и инспекции по труду о соответствии требованиям техники безопасности, а также согласие органа власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится организация. В то же время необходимо представить документ о наличии у организации уставного капитала (уставного фонда).
    
    Следует также отметить, что впервые на уровне закона перечислены сведения, которые должны быть указаны в лицензии, и установлено, что указанный перечень сведений является исчерпывающим (п.19 ст.19 закона 171-ФЗ). Ранее этот перечень был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.98 N 727.
    

    И еще один важный момент для обладателей лицензий. Согласно ст.3 Федерального закона 102-ФЗ все организации, имеющие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 1 января 2006 года, обязаны привести свою деятельность в соответствие с лицензионными требованиями закона 171-ФЗ (в его последней редакции) и до 1 июля 2006 года оформить новые лицензии (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции).
    
    5. О декларировании. Статья 14 закона 171-ФЗ изложена в новой редакции и наряду с организациями, осуществляющими производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, предусматривает дополнительно декларирование для организаций, осуществляющих производство, закупку и поставки спиртосодержащей непищевой продукции крепостью более 40 процентов.
    
    Закон также закрепил право субъектов Российской Федерации вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции, устанавливать порядок декларирования и форму деклараций (п.5 ст.14 закона 171-ФЗ).
    
    6. Об аккредитации. Статья 15 закона 171-ФЗ признана утратившей силу, и с 1 января 2006 года организации, осуществляющие поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, аккредитации не подлежат.
    
    Напомним, что правила аккредитации были утверждены постановлением Правительства РФ от 15.12.98 N 1493.
    
    7. О документах, подтверждающих легальность оборота. Закон 171-ФЗ дополнен статьей 10.2, устанавливающей, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
    
    1. товарно-транспортная накладная (ТТН);
    
    2. справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (импорт);
    
    3. справка, прилагаемая к ТТН (продукция отечественного производства);
    
    4. уведомление (для этилового спирта и нефасованной продукции с содержанием этилового спирта более 60%).
    
    Формы справок к ГТД и ТТН и порядок заполнения таких справок устанавливается Правительством Российской Федерации (см. доп. пост. Правительства РФ от 15.08.97 N 1019 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации).
    

    8. Запрещающие нормы. Особое внимание следует обратить на запрещающие нормы, в законе они имеются в трех статьях: п.2 и п.3 ст.16 (ограничения в области розничной продажи алкогольной продукции); п.10 ст.19 (ограничения по использованию нового основного технологического оборудования); ст.26 "Ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В последней статье содержится 23 запрета в области производства и оборота.
    
    Напомним, что в прежней редакции закона было 26 статей, в 17 из них внесены изменения и дополнения; три статьи утратили силу: ст.10 - установление квот на закупку этилового спирта; ст.15 - аккредитация организаций, осуществляющих оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции; ст.21 - особенности лицензировании экспорта и импорта.
    
    Закон дополнен двумя новыми статьями:
    
    ст.10.1 - требования к производству и обороту денатурированного этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции;
    
    ст.10.2 - документы, сопровождающие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    Таким образом, федеральный закон N 102-ФЗ устанавливает новые, более жесткие рамки правового поля для участников алкогольного рынка. Насколько действенным будет этот механизм, в какой мере он будет способствовать пресечению нелегального оборота алкоголя и увеличению поступления акцизов от законопослушных налогоплательщиков, покажет время.
    
    

Е.А.Житенко,
и.о. зам. начальника отдела
контроля в сфере производства и оборота
алкогольной и табачной продукции УФНС России
по Ставропольскому краю

Источник: официальный сайт http://www.r26.nalog.ru

12 августа 2005 года N МВ3630