Вопрос:
Просим дать ваши разъяснения по следующим вопросам:
следует ли учитывать в период с 1 января 2002 года в составе расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, суммы абонентной платы, уплачиваемые предприятием - участником оптового рынка электрической энергии на основании двусторонних договоров с РАО "ЕЭС России", за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, в которые в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 792, входят, в частности, следующие услуги (пп.7-10 п.1 указанного постановления):
анализ работы Единой энергетической системы России и оптового рынка электрической энергии (мощности) и доведение его результатов до всех субъектов этого рынка;
обеспечение развития конкурентных рынков электрической энергии;
осуществление мониторинга работы Единой энергетической системы России для раннего выявления признаков и предотвращения нарушений и кризисов энергоснабжения, а также организация проведения на объектах электроэнергетики аварийно-восстановительных работ;
организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
могут ли предприятия - участники оптового рынка электрической энергии руководствоваться в данном случае пунктом 5 письма Минтопэнерго РФ N 05-05/2 от 07.01.93 "Особенности применения Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, для предприятий, объединений и организаций отрасли "Электроэнергетика" Минтопэнерго Российской Федерации" (в ред. писем Минтопэнерго РФ от 02.11.93, от 18.11.94, от 28.12.94) с учетом письма Минфина РФ от 29.04.2002 N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)"?
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 25 октября 2005 года N 03-03-04/1/294
[О вопросах налогообложения абонентской платы, уплачиваемой
предприятием-участником оптового рынка электрической энергии]
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 22.07.2005 N 19/02 по вопросам налогообложения абонентской платы, уплачиваемой предприятием - участником оптового рынка электрической энергии и сообщает следующее.
С 01.01.2002 организации при налогообложении прибыли руководствуются положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом расходы должны соответствовать критериям, приведенным в статье 252 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов определяет перечень услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, устанавливает размер абонентной платы за указанные услуги и определяет порядок их оплаты.
Согласно статье 12 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России взимается до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики. Порядок и условия взимания указанной платы определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
С 1 января 2003 года инвестиционная составляющая, входящая в плату за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, расходуется на развитие объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической и тепловой энергии, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 792.
В соответствии с изложенным суммы абонентной платы, уплачиваемые предприятием - участником оптового рынка электрической энергии на основании двусторонних договоров с РАО "ЕЭС России" учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль с учетом положений статьи 252 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента
А.И.Иванеев
Текст документа сверен по:
рассылка