Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901955853.htm

    
При получении предоплаты туристическая фирма должна выдать клиенту кассовый чек и квитанцию к приходному кассовому ордеру

    
    

  Вопрос:

    
     Можно ли в договоре оказания услуг с клиентом для избежания уплаты излишних налогов не отражать предоплату, но при этом при получении предоплаты выдать приходник и ТУР-1?
    
     Нарушает ли это какие-либо законы и какие последствия могут быть?
    
    

 Ответ:

    
     При расчетах наличными с физическими лицами туристические фирмы вместо ККТ могут применять бланки строгой отчетности. По законодательству формы бланков приравнены к кассовым чекам, а порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
    
     31 марта 2005 года Правительство РФ постановлением N 171 утвердило такой порядок. При этом в Постановлении указано, что старые бланки строгой отчетности, которые ранее были утверждены Минфином России, могут применяться и сейчас - вплоть до 1 января 2007 года. Поэтому, как и прежде, можно использовать всем известную форму путевки ТУР-1, которая утверждена приказом Минфина России от 10 апреля 1996 года N 16-00-30-19. До 1 июля 2006 года в качестве бланка строгой отчетности используется авиабилет (см. письмо МНС России от 9 августа 2001 года N ВБ-6-06/614).
    
    Получая от клиентов оплату наличными, фирма может либо применять ККТ, либо оформлять операцию бланком строгой отчетности.
    
    Большинство туристических фирм работает на условиях предоплаты, и поэтому возникает вопрос: подпадает ли она под понятие наличной оплаты?
    
    По этому поводу есть сложившаяся арбитражная практика.
    
    Например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2005 года N А56-48908/04.
    
    Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов является основанием для привлечения его к ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
    
    Путевку можно выдать лишь один раз - после ее полной оплаты. А это значит, что, получая от клиента предоплату, туристической фирме придется применять ККМ.
    
     По данному вопросу аналогичные решения принимают и другие суды (например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 августа 2004 года N Ф09-3318/04АК).
    
     А связано это с тем, что в законодательстве не указано, что чек (или заменяющий его бланк строгой отчетности) выдается вместе с покупкой или после оказания услуги.
    

    Основным критерием при принятии решения о применении или неприменении ККТ является то, связаны ли расчеты наличными с операциями по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Так установлено в Законе. Эта же позиция изложена и в письме Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 года N 22-3-11/1115 "О применении ККТ".
    
     Таким образом, все наличные расчеты (в том числе и предоплата за еще не оказанные услуги) подпадают под действие Закона о применении ККТ.
    
     В соответствии со статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях с должностных лиц туристической фирмы могут взыскать штраф в размере от 3000 до 4000 руб. (от 30 до 40 МРОТ), а с самой организации - от 30000 до 40000 руб. (от 300 до 400 МРОТ).
    
     Однако оштрафовать фирму за данное нарушение можно только в течение двух месяцев с момента его совершения (п.1 ст.4.5 КоАП РФ).
    
     Таким образом, при получении предоплаты туристическая фирма должна выдать клиенту кассовый чек и квитанцию к приходному кассовому ордеру, а после получения окончательной оплаты - бланк по форме ТУР-1.

    

Большакова Е.В., консультант
Объединенной консалтинговой группы
Санкт-Петербург, Лиговский пр., 64,
тел.: (812) 325-4860,
Москва, Лялин пер., 11/13,
тел.: (095) 916-23-06,
[email protected], [email protected]

    
18 ноября 2005 года N А4140