Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901956531.htm

    
Оформление при реализации брошюр

    
    

 Вопрос:

    
    Основной деятельностью организации являются проектно-изыскательские работы (производство). Сотрудники предприятия разработали технико-строительные нормативы в соответствии со сметой затрат. Эти нормы напечатаны типографией в виде брошюр, которые мы продаем по безналичному расчету проектно-изыскательским и строительным организациям. Как в данном случае вести бухгалтерский учет и оформлять реализацию?

      

 Ответ:

   
    В данной ситуации, по мнению автора, изготовление нормативов следует рассматривать в рамках обычных видов деятельности, поскольку в результате производится готовая продукция в виде предназначенных для продажи брошюр. Услуги сторонних организаций (типографий) следует рассматривать как составную часть фактической себестоимости этих брошюр. К бухгалтерскому учету изготовленные брошюры принимаются по фактической себестоимости, которая определяется исходя из фактических затрат, связанных с ее производством.
    
    В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, по дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. По кредиту счета 20 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг.
    
    Таким образом, формирование затрат (с учетом как собственных затрат, так и стоимости услуг, приобретенных со стороны) по разработке нормативов производится на счете 20 "Основное производство", где отражается стоимость оприходованных из типографии брошюр в соответствии с накладной. В аналитическом учете эти затраты выделяют на отдельный субсчет по данному виду деятельности.
    
    При учете готовой продукции следует руководствоваться ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденным приказом Минфина России от 9.06.2001 N 44н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н. Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах (МПЗ) организации, частью которых является готовая продукция.
    
    МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п.5 ПБУ 5/01). Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п.6 ПБУ 5/01). При изготовлении МПЗ самой организацией их себестоимость определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов (п.7 ПБУ 5/01).
    

Содержание операций

Дебет

Кредит

Отражены затраты на производство готовой продукции, произведенные за текущий месяц, в т.ч. затраты по изготовлению брошюр в типографии, материалы, необходимые для процесса разработки нормативов, зарплата, амортизация и т.п.

20

02, 10, 60, 70, 69 и др.

Учтен НДС по счетам-фактурам типографии, других поставщиков материалов

19

60

Оплачены услуги типографии согласно договору (заказу)

60

51

Отражен НДС к зачету по услугам типографии

68

19

Оприходована готовая продукция по фактической
производственной себестоимости  

43

20

Признана выручка от продажи продукции согласно накладной на сторону

62

90-1

Начислен НДС с выручки от реализации продукции (счет-фактура с выделенным НДС)

90-3

68

Списана себестоимость проданной продукции  

90-2

43

Выявлен финансовый результат

90-9

99

    
    
    При оформлении отгрузки брошюр необходимо руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.
    
    Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организациях на основании соответствующих первичных учетных документов-накладных. Можно использовать типовую форму N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону" (утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а).
    
    При оформлении отгрузки брошюр возможно использование и товарной накладной (форма N ТОРГ-12), утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132, которая согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций (общие) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.
    
    В соответствии с п.3 ст.168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
    
    Таким образом, продажу брошюр можно оформить одним из приведенных видов накладных, а также счетом-фактурой.
    
    

Л.Жадан,
ведущий консультант
Консалтинговой группы Руна
"Финансовая газета.
Региональный выпуск",
    N 46(571), ноябрь, 2005 год

21 ноября 2005 года N Э6271