Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901956559.htm

 

Гражданское процессуальное законодательство не предусматривает
подачу искового заявления путем телефонной связи



 Вопрос:


    Возможно ли осуществить подачу искового заявления путем телефонной связи?



 Ответ:


    В соответствии с п.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
    
    Таким образом, налоговая инспекция для взыскания штрафа должна была обратиться в суд в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
    
    Такой порядок установлен главой 12 ГПК РФ, в частности ст.131.
    
    В соответствии с п.1 ст.131 ГПК РФ исковое заявление подается в суд в письменной форме. Пункт 2 ст.131 ГПК РФ содержит требования к содержанию искового заявления. В соответствии с п.4 ст.131 ГПК РФ исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
    
    Отсутствие письменной формы или несоблюдение требований, предусмотренных п.2 ст.131 ГПК РФ, означает, что лицом не соблюден порядок, предусмотренный законодательством о гражданском судопроизводстве, следовательно, лицо не обратилось в суд.
   
    Гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обращение в суд в устной форме, например, посредством телефонной связи.
    
    В силу пункта 3 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 года N 1235, "телефонная связь - вид электросвязи, предназначенный для обмена информацией преимущественно путем разговора с использованием телефонных аппаратов", т.е. передача информации в устной форме.
    
    Следовательно, "телефонный разговор ГУ ПФ РФ с канцелярией суда" недопустимо рассматривать в качестве обращения государственного органа в суд за взысканием штрафа.
    
    Кроме того, распечатка местных телефонных разговоров может свидетельствовать о том, что телефонный разговор состоялся между физическим лицом, воспользовавшимся телефонным аппаратом налоговой инспекции, и физическим лицом, воспользовавшимся телефонным аппаратом, принадлежащим канцелярии суда, т.е. подтверждать факт оказания услуг телефонной связи некоему физическому лицу.
    
    Распечатка разговоров, во-первых, не указывает на то, что телефонный разговор состоялся между представителем налоговой инспекции и работником канцелярии, а во-вторых, не подтверждает того, что разговор касался подачи искового заявления.
    

    Ситуация не меняется и в том случае, если канцелярией суда была предусмотрена запись лиц, обращающихся с исковым заявлением, по телефону, так как, во-первых, в соответствии с п."о" ст.71 Конституции РФ гражданско-процессуальное законодательство находится в исключительном ведении РФ.
    
    Во-вторых, в соответствии с п.1 ст.1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, и, следовательно, порядок подачи искового заявления определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации".
    
    Подтверждением соблюдения установленного срока для обращения в суд не может служить и дата, указанная в исковом заявлении, так как указание истцом даты в исковом заявлении может лишь указывать на день составления заявления, но не на день обращения его в суд (исковое заявление может быть составлено (напечатано), но не подано в суд или подано спустя какой-то промежуток времени).
    
    В соответствии со ст.59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
    
    Следовательно, поскольку распечатка местных телефонных разговоров лишь подтверждает факт оказания услуг телефонной связи некоему физическому лицу, находившемуся в помещении налоговой инспекции или в канцелярии суда, указанная распечатка местных телефонных разговоров, принятая судом в качестве доказательства соблюдения налоговой инспекцией шестимесячного срока взыскания санкций, является недопустимым и не является относимым доказательством для настоящего дела.
    
    

Орлова М.А., юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел./факс 332-32-85

21 октября 2005 года N Ю8641