Вопрос:
На основании определения Конституционного Суда РФ N 92-О от 08.04.2004 норма части второй статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации с учетом правовых позиций, изложенных им в ранее принятых решениях, сохраняющих свою силу, - не может служить основанием для отказа в вычете исчисленных за 2002 год сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из величины единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, исчисленного и уплаченного за этот же период времени (2002 год).
Исходя из данного определения следует, что налогоплательщик вправе уплатить задолженность по страховым взносам в ПФР за 2002-2004 годы и произвести зачет уплаченного ранее единого налога на вмененный доход в счет будущих платежей или произвести возврат этих сумм.
В настоящий момент органы Пенсионного фонда РФ высылают требования на уплату задолженности за 2004 год и сумм пеней по недоимке за 2002-2004 годы.
Изъявив желание уплатить задолженность за 2002-2004 годы в Пенсионный фонд РФ, предприниматели получают отказ от налоговых органов в зачете (возврате) сумм излишне уплаченного единого налога на вмененный доход за 2002 год (не более 35% от суммы единого налога). Налоговые органы мотивируют это тем, что прошел срок исковой давности по возврату излишне уплаченных налогов за 2002 год.
Несогласованность позиций органов Пенсионного фонда и налоговых органов вызывает ущемление прав граждан, желающих заплатить задолженность в ПФР за 2002 год и желающих принять участие в инвестировании экономики России.
Прошу разъяснить, можно ли считать начальной точкой отчета срока исковой давности (3 года) в вышеизложенном вопросе дату вынесения определения Конституционного Суда РФ N 92-О от 08.04.2004.
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 15 ноября 2005 года N 03-02-07/1-303
[О возврате суммы излишне уплаченного налога]
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 21 сентября 2005 года и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок осуществления зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога регулируется статьей 78 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. При этом при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8 статьи 78 Кодекса).
Учитывая изложенное, полагаем, что если до дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога на вмененный доход истекли три года со дня уплаты этого налога, налоговый орган не вправе принять решение о возврате суммы налога.
Заместитель директора
Департамента
А.И.Иванеев
Текст документа сверен по:
рассылка