Вопрос:
ЗАО (далее - Компания) просит дать разъяснения по вопросу обложения налогом на добавленную стоимость рекламных услуг, оказываемых Компанией иностранным юридическим лицам.
Основной деятельностью Компании является издание и реализация журналов. Помимо доходов от реализации журналов Компания получает доходы от размещения рекламы в издаваемых ею журналах. Рекламодателями выступают как российские, так и иностранные компании.
Некоторые иностранные рекламодатели, заключающие договор с Компанией, имеют на территории Российской Федерации представительства, которые, насколько нам известно, не осуществляют коммерческой деятельности, и которые никоим образом не задействованы в процессе оказания Компанией рекламных услуг, т.е. отношения по договору об оказании услуг по размещению рекламы Компания поддерживает исключительно с иностранным рекламодателем (головным офисом).
В некоторых случаях в рекламных макетах, которые иностранные рекламодатели предоставляют Компании для публикации в журналах, указываются названия организаций и их адреса в Российской Федерации, где потенциальные потребители товаров могут приобрести товары (работы, услуги) иностранных рекламодателей. Эти организации, скорее всего, являются официальными дистрибьюторами иностранных рекламодателей, однако ввиду объективных причин (например, коммерческой тайны) иностранные рекламодатели не предоставляют Компании каких-либо подтверждающих документов.
Согласно положениям пп.4 п.1 ст.148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) местом реализации рекламных услуг признается территория Российской Федерации в случае осуществления покупателем таких услуг деятельности на территории Российской Федерации. При этом Российская Федерация считается местом осуществления деятельности в следующих случаях:
- фактического присутствия организации - покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - указания Российской Федерации как места нахождения организации - покупателя услуг в ее учредительных документах, либо
- нахождения места управления организации - покупателя услуг на территории Российской Федерации, либо
- нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации - покупателя услуг на территории Российской Федерации, либо
- места нахождения постоянного представительства организации - покупателя услуг на территории Российской Федерации, если услуги оказаны через это постоянное представительство.
Приведенные выше положения законодательства в совокупности с фактом наличия представительств некоторых иностранных рекламодателей на территории РФ вызывают у Компании определенные трудности при решении вопроса о необходимости обложения НДС услуг, оказываемых иностранным рекламодателям.
Вместе с тем, как отмечалось ранее, даже если иностранные рекламодатели и имеют представительства на территории Российской Федерации, Компания, тем не менее, оказывает рекламные услуги непосредственно иностранным покупателям, а не их представительствам. Компания заключает договоры напрямую с иностранными рекламодателями и выставляет им счета. Оплата оказанных услуг производится также непосредственно от иностранных фирм, минуя их представительства в России. В этом случае мы полагаем, что, исходя из указанной выше нормы НК РФ, рекламные услуги, оказанные иностранным рекламодателям, не должны облагаться налогом на добавленную стоимость.
Также считаем, что указание в рекламе наименования и адреса организации в Российской Федерации не означает, что иностранный рекламодатель осуществляет деятельность на территории России. Таким образом, если в рекламе присутствует такая информация, но покупателем рекламных услуг в соответствии с договором и иными документами (счета, банковские выписки) является иностранное юридическое лицо, такие услуги также не должны облагаться НДС.
В связи с вышеизложенным просим подтвердить правильность понимания Компанией положений действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость. Просим также разъяснить, каким образом Компания может убедиться, что у иностранного рекламодателя отсутствует постоянное представительство либо что он не осуществляет деятельности на территории Российской Федерации; достаточно ли будет указания на это в договоре на оказание рекламных услуг?
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 15 декабря 2005 года N 03-04-08/339
[О вопросе применения налога на добавленную стоимость
в отношении рекламных услуг, оказываемых российским
налогоплательщиком иностранным организациям]
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении рекламных услуг, оказываемых российским налогоплательщиком иностранным организациям, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Как правомерно указано в вашем письме, порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса, согласно которым местом реализации рекламных услуг является место деятельности организации, приобретающей такие услуги. При этом местом деятельности покупателя таких услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство).
Как следует из вашего письма, некоторые иностранные организации, приобретающие рекламные услуги, имеют на территории Российской Федерации представительства. Вместе с тем рекламные услуги оказываются указанным иностранным организациям без участия представительств этих иностранных организаций в оказании услуг.
В связи с тем, что иностранные организации осуществляют деятельность за пределами территории Российской Федерации и приобретают рекламные услуги без участия своих представительств, расположенных на территории Российской Федерации, местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается.
Согласно пункту 4 статьи 148 Кодекса документами, подтверждающими место оказания услуг, являются: контракт, заключенный с иностранной организацией, и документы, подтверждающие факт оказания услуг.
Учитывая изложенное, рекламные услуги, оказываемые российской организацией иностранным организациям, приобретающим данные услуги без участия своих представительств, расположенных на территории Российской Федерации, не являются объектом налогообложения налогом на добавленною стоимость на территории Российской Федерации.
Заместитель
директора Департамента
Н.А.Комова
Текст документа сверен по:
рассылка