Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901965371.htm


 Вопрос:

    
    ЗАО специализируется на услугах по выдаче потребительских кредитов физическим лицам. В соответствии с Положением ЦБ РФ от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) формирует резервы, исходя из критериев однородности, по портфелю однородных ссуд, а также в индивидуальном порядке.
    
    Банком разработаны методика оценки качества кредитного портфеля потребительских кредитов, принципы формирования резервов на возможные потери и порядок списания нереальных для взыскания ссуд за счет сформированного под них резерва. ЦБ РФ предусмотрел списание нереальных к взысканию ссуд за счет резерва при соблюдении кредитной организацией следующих требований:
    
    - несоблюдением заемщиком обязательств в течение года;
    
    - наличие актов уполномоченных госорганов, доказывающие невозможность взыскания;
    
    - решение уполномоченного органа кредитной организации.
    
    В отношении некоторых заемщиков Банка, имеющих просроченную задолженность по кредитам, вынесены судебные приказы по взысканию задолженности, имеются исполнительные листы о взыскании, по некоторым заемщикам имеются акты о невозможности взыскания задолженности, постановления об окончании исполнительного производства по результатам работы судебных приставов-исполнителей ввиду отсутствия должника, денег, имущества.
    
    Ссуды, по которым банк получил акты органов государственной власти о невозможности взыскания, в соответствии с внутренним порядком банка признаны нереальными к взысканию и ЗАО готов приступить к процедуре списания нереальной к взысканию задолженности за счет резерва в соответствии с Положением N 254-П и внутренним документом ЗАО.
    
    Просим вас разъяснить, имеет ли банк право в целях главы 25 НК РФ списать нереальные к взысканию ссуды физических лиц, по которым имеются акты судебных органов о невозможности взыскания и решения уполномоченных органов кредитной' организации, за счет резерва на возможные потери по ссудам.
    


Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

    
ПИСЬМО

    
от 26 декабря 2005 года N 03-03-04/2/137

    
    
[О формировании резервов на возможные потери по ссудам]

    
    
    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 08.11.2005 N ДВ-1064 по вопросу формирования резервов на возможные потери по ссудам и сообщает следующее.
    
    В соответствии с пунктом 1 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, установленном Центральным банком 'Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных указанной статьей.
    
    С 1 августа 2004 года вступило в силу Положение от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение), утвержденное Центральным банком Российской Федерации.
    
    Указанным Положением установлен порядок формирования резервов по портфелю однородных ссуд, который применятся в целях статьи 292 Кодекса.
    
    Пунктом 2.3 Положения за кредитной организацией закреплена обязанность отражения во внутренних документах процедуры принятия и исполнения решений по списанию с баланса кредитной организации нереальных для взыскания ссуд, т.е. ссуд, в отношении которых кредитной организацией предприняты все необходимые и достаточные юридические и фактические действия по их взысканию, а также по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде (реализация залога, обращение требования к гаранту (поручителю), и проведение дальнейших действий по взысканию ссуды либо по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, юридически невозможно и (или) когда предполагаемые издержки кредитной организации будут выше получаемого результата, включая указания на документы и (или) акты уполномоченных государственных органов, необходимые и достаточные для принятия решения о списании ссуды с баланса кредитной организации.
    
    Таким образом, в случае соблюдения банком указанных требований, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики считает возможным включение в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, расходов от списания ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд, признанных невозможными к взысканию, в том отчетном периоде, в котором произошло списание задолженности.
    
    

Заместитель директора
Департамента
А.И.Иванеев

    
    
    

Текст документа сверен по:

рассылка