Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901969516.htm


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2005 года N 9024/05


[Дело об обязании таможни возвратить уплаченную сумму налога на добавленную стоимость направлено на новое рассмотрение, так как  суды трех инстанций не учли, что и до вступления в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, являлись плательщиками налога на добавленную стоимость]

    
    
    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление Дагестанской таможни о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.06.2005 по делу N А15-2411/04-15 Арбитражного суда Республики Дагестан.
    
    В заседании принял участие представитель заявителя - Дагестанской таможни - Наумов А.А.
    
    От индивидуального предпринимателя Гасанова Ш.А. поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью прибытия его для участия в заседании Президиума из-за болезни.
    
    Президиум отклонил это ходатайство, поскольку Гасанов Ш.А. прислал отзыв на заявление Дагестанской таможни о пересмотре судебного акта в порядке надзора, изложив в нем свою позицию по делу.
    
    Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г., а также объяснения присутствующего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
    
    Гасанов Ш.А. (далее - предприниматель), зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя 19.11.99 и применявший упрощенную систему налогообложения в 2001-2002 годах, ввез на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики с целью продажи товары и при внесении таможенных платежей уплатил 403640 рублей налога на добавленную стоимость.
    
    Полагая, что в силу Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ) он не является плательщиком налога на добавленную стоимость, предприниматель 20.10.2003 обратился с заявлением в Дагестанскую таможню (далее - таможня) о возврате указанной суммы.
    
    Таможня письмами от 27.10.2003 и 20.12.2004 отказала в возврате уплаченного налога на добавленную стоимость, ссылаясь на то, что индивидуальные предприниматели, в том числе и применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации обязаны уплачивать этот налог при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
    
    Считая отказ таможни неправомерным, предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением об обязании ее возвратить уплаченную сумму налога на добавленную стоимость.
    
    Определением от 03.11.2004 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 22 по Республике Дагестан (далее - инспекция).
    
    Решением суда первой инстанции от 30.12.2004 заявленное требование удовлетворено по следующим основаниям.
    
    До введения в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели не признавались плательщиками налога на добавленную стоимость.
    
    Согласно абзацу второму части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают для субъектов малого предпринимательства менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
    
    Ввоз товаров на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики осуществлялся предпринимателем в пределах указанного срока.
    
    Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.03.2005 решение суда первой инстанции отменено и в удовлетворении заявленного требования отказано, поскольку предпринимателем не были представлены доказательства уплаты налога на добавленную стоимость при перемещении товаров.
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 16.06.2005 отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, заявленное требование удовлетворил, признав, что факт уплаты предпринимателем налога на добавленную стоимость подтвержден актом сверки расчетов с таможней от 22.11.2004. Кроме того, суд сослался на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П, согласно которому на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в том числе перешедших на нее до 01.01.2001, распространяется гарантия, закрепленная абзацем вторым части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ.
    
    До вступления в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", который не относил индивидуальных предпринимателей к плательщикам этого налога.
    
    В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции таможня просит его отменить, поскольку суд неправильно применил пункт 3 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, порядок уплаты данного налога при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации определяется исходя из Таможенного кодекса Российской Федерации.
    
    В отзыве на заявление предприниматель просит названный судебный акт оставить без изменения как соответствующий действующему законодательству.
    
    Инспекция в отзыве на заявление просит отменить оспариваемый судебный акт как необоснованный, предпринимателю в удовлетворении требования отказать.
    
    Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлении присутствующего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что решение суда первой и постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, принятые по настоящему делу, подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
    
    Согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации операции по ввозу товаров (работ, услуг) на таможенную территорию Российской Федерации относятся к объектам обложения налогом на добавленную стоимость.
    
    Статьей 143 названного Кодекса предусмотрено, что плательщиками данного налога являются, в частности, лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
    
    Аналогичные положения содержатся в пункте 3 статьи 2 и подпункте "б" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".
    
    Как следует из статьи 118 Таможенного кодекса Российской Федерации, действовавшего в период ввоза предпринимателем товара, таможенные платежи вносятся непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с этим Кодексом. Согласно статье 18 указанного Кодекса, декларант - это лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени.
    
    В силу пункта 2 статьи 110 Таможенного кодекса Российской Федерации, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений (статья 318 ныне действующего Таможенного кодекса Российской Федерации), в состав таможенных платежей при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации наряду с прочими таможенными платежами входит и налог на добавленную стоимость.
    
    Следовательно, любое лицо, перемещающее товар через таможенную границу Российской Федерации, обязано уплатить налог на добавленную стоимость.
    
    Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан" касается вопроса о допустимости возложения на индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, обязанности по уплате налога на добавленную стоимость при реализации товаров.
    
    В данном случае речь идет о налоге на добавленную стоимость, подлежащем уплате при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, а не при реализации товара.
    
    Таким образом, суды трех инстанций не учли, что и до вступления в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, являлись плательщиками налога на добавленную стоимость, и ошибочно применили положения статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П.
    
    При названных обстоятельствах решение суда первой и постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, принятые по указанному делу, в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
    

постановил:

    
    Решение суда первой инстанции от 30.12.2004, постановление суда апелляционной инстанции от 28.03.2005 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-2411/04-15 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.06.2005 по тому же делу отменить.
    
    Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
    
    

Председательствующий
А.А.Иванов

    
    
    
Текст документа сверен по:

Вестник Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации,
N 6, июнь 2006 года