Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901970973.htm

         

Отражение в бухгалтерском и налоговом учете расходов на публикацию статьи

    
    

 Вопрос:

    
    Подрядная организация закончила строительство объекта и сдала его заказчику. Состоялось торжественное открытие корпуса здания с участием представителей организации (подрядчика), заказчика и администрации города. В этой связи была опубликована статья в газете, где упоминались организация, ее вид деятельности, объекты строительства и т.д. С издательством подписан акт об оказании услуг, где они названы информационными. Можно ли признать эти услуги рекламными в бухгалтерском и налоговом учете?
    
    

 Ответ:

    
    Для квалификации произведенных расходов необходимо обратиться к Федеральному закону от 18.07.95 N 108-ФЗ (с изм. и доп. на 21.07.2005) "О рекламе". Согласно ст.2 Закона реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Таким образом, основными критериями рекламы являются, во-первых, распространение информации для неопределенного круга лиц и, во-вторых, способствование реализации товаров, работ и услуг организации.
    
    Очевидно, что опубликованная в газете статья была предназначена для неопределенного круга лиц, а ее цель напрямую связана с распространением информации о деятельности строительной организации. Таким образом, несмотря на то что в акте указаны информационные услуги, расходы на публикацию статьи в газете носят рекламный характер.
    
    В налоговом учете указанные расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп.28 п.1 ст.264 НК РФ), и в полной сумме как расходы на рекламные мероприятия через СМИ (п.4 ст.264 НК РФ) принимаются при исчислении налога на прибыль.
    
    Квалифицировать произведенные расходы как расходы на информационные услуги и относить их по пп.14 п.1 ст.264 НК РФ представляется неверным. Кроме того, в указанном подпункте речь идет об информационных услугах, приобретаемых организаций, а в данной ситуации строительная организация не получает информацию, а, наоборот, ее распространяет.
    
    В бухгалтерском учете расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности (п.5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н) и учитываются на счете 44 "Расходы на продажу" субсчет "Рекламные расходы".
    
    Расходы на рекламу связаны с продажей продукции, товаров, работ и услуг, поэтому они являются коммерческими. Пункт 9 ПБУ 10/99 предлагает два способа учета таких расходов:
    

    признавать в себестоимости реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг полностью;
    
    распределять их между реализованной и нереализованной продукцией (выполненными работами, оказанными услугами).
    
    Выбор того или иного варианта учета коммерческих расходов должен быть закреплен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п.8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н).
    
    

М.Бойкова, налоговый консультант
ООО "Русская аудиторская компания"
                 "Финансовая газета. Региональный выпуск"
                     N 9(586), март, 2006 год

3 марта 2006 года N Э6676