Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901979821.htm


Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 7 апреля 2006 года N 17-22/11738


О направлении разъяснений

    
    
    В связи с возникающими проблемами при организации и проведении проверочных мероприятий Управление таможенной инспекции направляет разъяснения по следующим вопросам:
    
    1. Правомерно ли направление запросов о представлении документов и сведений в организации, осуществляющие реализацию товаров иностранного производства на внутреннем рынке, в целях сопоставления со сведениями, заявленными при таможенном оформлении импортерами аналогичных товаров?
    
    В соответствии с п.4 ст.363 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) таможенные органы наделяются правом запрашивать и получать документы и сведения, имеющие отношение не к любой внешнеэкономической операции, а к той, которая имеет непосредственное отношение к ранее выпущенному товару. При этом целью запроса является проверка достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении этих товаров. Оснований для запроса о представлении документов и сведений у организаций, осуществляющих реализацию товаров иностранного производства на таможенной территории Российской Федерации в целях сопоставления со сведениями, заявленными импортерами при таможенном оформлении аналогичных товаров, в рамках названной статьи не имеется.
    
    2. Правомерно ли направление запросов владельцам, комиссионерам и отправителям экспортируемых товаров о представлении документов и сведений?
    
    В п.4 ст.363 ТК России законодателем определена не только категория документов, относящихся к внешнеэкономическим операциям (т.е. как при ввозе, так и при вывозе товаров), а также категория лиц, у которых таможенные органы вправе их запрашивать. В качестве таких лиц, помимо декларантов, указаны иные лица, имеющие отношение к операциям с данными товарами. Таким образом, не вызывает сомнения правомерность направления запросов о представлении документов и сведений в отношении экспортируемых товаров владельцам, комиссионерам и отправителям товаров в рамках ст.363 ТК России.
    
    3. При проведении подразделениями таможенной инспекции аналитической работы с использованием различных источников информации выявляется значительное (более 200%) расхождение цены, по которой товар иностранного производства реализуется на внутреннем рынке со стоимостью аналогичного товара, заявленной при таможенном оформлении. Может ли данный факт являться основанием для назначения специальной таможенной ревизии в отношения реализатора (владельца) товара, если в отношении импортера осуществить проверочные мероприятия не представляется возможным (прекращение внешнеэкономической деятельности, отсутствие по месту государственной регистрации)?
    
    Основания для проведения специальной таможенной ревизии установлены п.3 ст.376 ТК России применительно к субъектам, у которых такая форма таможенного контроля может быть проведена. У лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами (реализаторов), специальная таможенная ревизия может быть проведена только в случае, если обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных ТК России, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
    
    В то же время в соответствии с п.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
    
    Полагаем, что информация, полученная в результате аналитической работы с использованием ценовой информации, может являться основанием для назначения специальной таможенной ревизии. Однако при принятии решения о ее проведении таможенным органам следует учитывать как специфику рынка товаров, в том числе информацию о стоимости конкретных ввозимых товаров, так и специфику реализации товаров (отдельные виды товаров или широкий спектр, например, товары народного потребления или автомобили).
    
    4. Возможно ли рассмотрение факта непредставления запрошенных в соответствии со ст.363 ТК России документов и сведений в качестве одного из оснований для назначения таможенной ревизии, а также с какого момента запрошенные документы и сведения считаются непредставленными. Правовые последствия нарушения сроков представления либо непредставления организациями документов и сведений, запрошенных в установленном порядке?
    
    Основания для назначения специальной таможенной ревизии четко определены в п.3 ст.376 ТК России. Законодателем не случайно используется формула "при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать...". Это означает конкретное основание - наличие определенных фактов, т.е. выявление признаков, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства. Наличие неподтвержденных признаков не может служить основанием для того, чтобы принять решение о назначении специальной таможенной ревизии. У таможенных органов остается право "сомневаться" в недостоверности заявленных сведений, но такие сомнения должны быть обоснованы.
    
    Поскольку п.3 ст.376 ТК России в отношении декларантов (импортеров), а также лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, предполагает проведение предварительной проверки, по результатам которой выявляется необходимость в проведении более детальных проверочных мероприятий в рамках специальной таможенной ревизии, то, следовательно, факт непредставления запрошенных документов и сведений "автоматически" не может служить основанием для назначения специальной таможенной ревизии.
    
    Для принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии в отношении лиц, осуществляющих оптовую и розничную продажу ввезенными товарами (реализаторов), в случае непредставления запрошенных таможенными органами документов и сведений, следует обобщить имеющуюся информацию на предмет наличия в ней данных, указанных в абзаце четвертом п.3 ст.376 ТК России. Только при обнаружении таких данных таможенный орган вправе провести специальную таможенную ревизию.
    
    Срок, с которого документы и сведения считаются непредставленными, определяется исходя из срока, определенного таможенным органом для их представления (п.2 ст.363 ТК России). Если не установлено иное, то таким сроком будет следующий день, со дня истечения срока, определенного таможенным органом. При этом день истечения срока следует исчислять с учетом положений главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК России), например в случае, если последний день истечения срока приходится на выходной день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст.193 ГК России).
    
    В соответствии с п.2 ст.363 ТК России таможенный орган запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливает срок их представления, который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов и сведений. Аналогичная норма содержится и в п.3 ст.367 ТК России. Единственным требованием к оформлению запроса на представление документов и сведений является соблюдение письменной формы.
    
    Ответственность за непредставление документов и сведений, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля, в установленный срок предусмотрена ч.3 ст.16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    
    5. При проведении специальной таможенной ревизии установлено отсутствие у проверяемого лица счетов-фактур на реализуемые товары иностранного производства (товар реализуется по договору комиссии или агентскому договору). По факту возможного назначения специальной таможенной ревизии в данном случае в отношении владельца товара позиция изложена в п.4 данного письма.
    
    6. Какие данные должны содержать письма с просьбой о назначении специальных таможенных ревизий, полученные от структурных подразделений таможенных, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов, для того, чтобы являться основанием для их назначения?
    
    Учитывая многообразие случаев перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, данные могут быть любые, которые свидетельствуют о признаках, перечисленных в п.3 ст.376 ТК России.
    
    Просим руководствоваться данными разъяснениями в своей деятельности.
    
    

Начальник
Управления таможенной инспекции
генерал-майор таможенной службы
С.Э.Золотов

    
    
    

Текст документа сверен по:
рассылка