МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июля 2006 года N 03-04-01/94
[О применении НДС в отношении лосося атлантического, искусственно выращенного, ввозимого на территорию РФ]
Минфин России рассмотрел обращение адвоката А.Г.Наумова, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации, по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении лосося атлантического, искусственно выращенного, ввозимого на территорию Российской Федерации, и сообщает.
Перечень продовольственных товаров, операции по реализации которых облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов, установлен подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом согласно пункту 5 данной статьи при ввозе товаров на территорию Российской Федерации применяются те же размеры налоговых ставок, что и при реализации товаров на территории Российской Федерации.
В указанный перечень включены море- и рыбопродукты (за исключением деликатесных, в том числе семги). При этом к числу деликатесных море- и рыбопродуктов лосось атлантический не отнесен.
В то же время, согласно позиции ФТС России, изложенной в письме от 02.08.2005 N 05-11/26303, на которое адвокат А.Г.Наумов ссылается в своем обращении, понятия "атлантический лосось" и "семга", в принципе, идентичны и отличить семгу от лосося атлантического возможно лишь на основе генетического анализа.
Минфин России оснований для изменения указанной позиции ФТС России не имеет.
Учитывая изложенное, Минфин России поддерживает мнение ФТС России о том, что до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 908, которым на основании пункта 2 статьи 164 Кодекса утвержден перечень кодов видов продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по пониженной ставке, данная ставка налога могла применяться в отношении лосося атлантического, ввозимого на территорию Российской Федерации, только при условии представления при таможенном оформлении данной рыбопродукции, документов, подтверждающих, что ввозимая рыбопродукция не является семгой.
После вступления в силу указанного постановления Правительства Российской Федерации в отношении лосося атлантического, искусственно выращенного и ввозимого на территорию Российской, Федерации, следует применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов, поскольку из перечня кодов видов продукции, утвержденных данным постановлением, лосось атлантический исключен.
Директор Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
М.А.Моторин
АДВОКАТСКИЙ ЗАПРОС
в соответствии с п.3 ст.6 Закона РФ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре
в Российской Федерации"
г.Мурманск |
25 апреля 2006 года |
Поводом для обращения послужила ситуация, которая сложилась в сфере налогообложения. Вопрос касается неправомерного доначисления налоговыми органами налога на добавленную стоимость на рыбопродукцию (лосось атлантический, искусственно выращенный). Скорейшее разрешение этой проблемы на уровне Правительства РФ и Президента РФ поможет укрепить доверие предпринимателей к гарантиям, защищающим их права и закрепленных в Налоговом кодексе РФ.
Эта проблема возникла в 2005 году, когда налоговые органы решили доначислить НДС в размере 10% всем предпринимателям, ввозившим в Россию лосось атлантический, искусственно выращенный. На первом этапе Арбитражный суд Мурманской области выносил решения в пользу предпринимателей, но потом практика в корне поменялась и на стороне предпринимателей до недавнего времени оставалась только апелляционная инстанция. Федеральный арбитражный суд СЗО подвел жирную черту в этом непростом вопросе: предприниматель не прав. Понятно, что обращение в Высший Арбитражный Суд на данном этапе положительных результатов для предпринимателей не даст.
Сейчас предприниматели остались в недоумении: Где логика?, где здравый смысл. А главное, где закрепленные в НК РФ гарантии прав налогоплательщиков. Ведь у некоторых предпринимателей были заключены контракты на несколько лет с фиксированной ценой.
Вот какие аргументы имеются со стороны предпринимателей:
В соответствии с п.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.6 ст.3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
В соответствии с п.2 ст.164 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации "... море и морепродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженной и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кинжуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженных; лангустов)..."
Исключающий перечень данной нормы предусматривает конкретные виды продукции и расширительному толкованию не подлежит.
В данном перечне такой вид рыбопродукции как "лосось атлантический" отсутствует. В то же время в этом перечне перечислен "лосось балтийский", "лосось дальневосточный" и "семга", т.е. в данной норме законодатель определил видовое различие.
Статьи Налогового кодекса РФ устанавливают налоговые режимы и налоговые ставки, которые должен соблюдать налогоплательщик и руководствоваться ими.
26.01.2005 в "Российской газете" N 13 было опубликовано Постановление Правительства РФ от 13.12.2004* N 908. В соответствии c п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, данное постановление вступило в силy 26.02.2005.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 31.12.2004". - Примечание .
Данным постановлением внесены изменения в перечень товаров облагаемых НДС по ставке 10% в части исключения из этого перечня вида "семга" (лосось атлантический).
В соответствии с п.2 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Федеральная таможенная служба в своем письме N 05-1/26303* от 02.08.2005 разъясняет, что до вступления в силу постановления Правительства РФ от 13.12.2004** N 908, в отношении лосося атлантического подлежала применению ставка НДС в размере 10% только в тех случаях, когда из документов, представленных при таможенном оформлении товаров однозначно следовало, что ввозимая рыбопродукция не является семгой.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "N 05-11/26303". - Примечание .
** Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 31.12.2004". - Примечание .
Кроме того, в этом письме обращается внимание на разъяснение Госкомрыболовства РФ, в соответствии с которыми термины "семга" и "лосось атлантический" синонимами в полном смысле слова не являются, и отличить их друг от друга можно на основе генетического анализа.
Такой анализ неоднократно проводился ПИНРО (г.Мурманск), и из его заключения следовало, что ввозимый предпринимателями, на территорию РФ лосось атлантический не является семгой.
В письме Федеральной таможенной службы N 05-11/26303 от 02.08.2005 сообщается, что ФТС России неоднократно информировала Минэкономразвития России о проблемах, связанных с применением ставки НДС при таможенном оформлении рыб лососевых пород. По заключению Минэкономразвития России объединение понятий "лосось норвежский", "балтийский лосось" и "семга" в единое понятие "атлантический лосось" позволит исключить множественность и неоднозначность толкования данного понятия. ФТС России направила в Минфин России предложения о необходимости внесения соответствующих изменений в статью 164 Налогового кодекса РФ с целью исключения неоднозначности толкования ее положений.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с ее статьями 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3) и 19 (части 1 и 2), в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Именно поэтому Налоговый кодекс Российской Федерации предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить (пункт 6 статьи 3), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3).
Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение.
Расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в иx отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
К слову о деликатесных свойствах этого лосося: Многочисленные публикации говорят о том, что лосось атлантический искусственно выращенный, вреден для здоровья, так как содержит вредные примеси.
По этим основаниям такой лосось был запрещен к ввозу в Россию из Норвегии.
Следует отметить, что налогоплательщик, не обладая специальными познаниями, не мог знать, что семга (дикая форма лосося) и лосось атлантический, искусственно выращенный одно и то же. В нормативной базе, которой пользуется налогоплательщик, этого не было, а в ст.164 НК РФ и до сих пор нет.
Кроме того, налогоплательщик по требованию таможни обращался за заключением специалистов Полярного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии им.Н.М.Книповича (ФГУП ПИНРО) и получал заключения, что лосось атлантический, искусственно выращенный это не семга.
Разве после этого налогоплательщик не вправе был применить ставку НДС 10%.
Если уж имеются какие-либо недочеты в нормативных актах, то, наверное, не следует их восполнять за счет налогоплательщика.
По смыслу приведенного положения пункта 2 статьи 164 НК РФ исключение из правила о налоговой ставке 10 процентов обусловлено тем, что определенные рыбопродукты рассматриваются законодателем как имеющие особые потребительские качества, позволяющие отнести их к категории деликатесных. Именно этот критерий (деликатесный товар или товар, не являющийся таковым) следует использовать при оценке правомерности обложения НДС по той или иной налоговой ставке.
Оценка качества продовольственного товара позволяет сделать однозначный вывод о том, что его происхождение влияет на отдельные потребительские характеристики. К таким характеристикам относится и деликатесное предназначение товара.
Такую оценку провело научное учреждение и дало свое заключение. Это заключение представлялось в таможенные и судебные органы.
Такие документы должны признаваться доказательствами по делу и наряду с другими должны оцениваться судами в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные факты говорят о том, что в нормативных актах не было четкой определенности в отношении налогообложения лосося атлантического, искусственно выращенного. Налицо имелись неустранимые противоречия.
Тогда почему на практике не работает положение п.7 ст.3.
Вот какие доводы приводят налоговые органы и судебные инстанции:
Лосось атлантический (Salmo Salar) имеет распространенное название семга, а поэтому это одно и то же.
Заключение ПИНРО имеет значение для научных целей, а не для целей налогообложения.
Термина "лосось атлантический" и "семга" употребляются в качестве синонимов и в письмах ГТК РФ от 13.06.2000 N 01-06/15880 и от 19.12.2003 N 01-06/49556, которые, хотя и не являются нормативными правовыми актами, содержат доказательственную информацию, позволяющую правильно истолковать положения пункта 2 ст.164 НК РФ. (из решения Арбитражного суда Мурманской области oт 15.12.2005 по делу N А42-1504/2005)
В соответствии с такой логикой заключения государственного НИИ, где работают специалисты в рыбной отрасли, не могут быть признаны доказательствами, а письма таможенного комитета, где таких специалистов нет - могут.
И это, не смотря на то, что письмо ГТК РФ от 13.06.2000 N 01-06/15880 утратило силу, а из содержания письма N 01-06/49556 от 19.12.2003 не следует, что термины "лосось атлантический" и "семга" являются идентичными.
Разве нe ученые должны ответить на вопрос о вредности или полезности, а также о деликатесных свойствах той или иной рыбопродукци? Или мы уже перестали доверять нашей науке?
Учитывая изложенное, прошу Вас рассмотреть запрос и поставить вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений в исключающий перечень п.2 ст.164 НК РФ.
Прошу также ходатайствовать о вынесении Правительством РФ Постановления, в котором бы разъяснялось с какого времени в отношении лосось атлантический, искусственно выращенный действуют ставки 18%.
Считаем, что до устранения противоречий в законодательстве по данному вопросу доначисление НДС предпринимателям ввозившим в Россию лосось атлантический искусственно выращенный - неправомерно.
Прошу также дать письменный ответ на запрос.
Приложение: Копия заключения ПИНРО
Копии информационного сообщения Россельхознадзора.
Материалы арбитражной практики имеются в базе и Консультант+Поиск к
ключевому словосочетанию "лосось атлантический".
Адвокат
Наумов А.Г.
Текст документа сверен по:
рассылка