ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 ноября 2006 года N 15-162/41973
О разъяснении порядка применения отдельных
положений Регламента
В связи с поступающими обращениями таможенных органов о разъяснении порядка применения отдельных положений Регламента действий должностных лиц таможенных органов при обнаружении фактов незаконного перемещения автотранспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - Регламент), утвержденного распоряжением ФТС России от 28 июля 2006 года N 257-р, Правовое управление ФТС России сообщает следующее.
Регламент разработан в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле и взимания причитающихся таможенных платежей в полном объеме, а его положения регулируют порядок взаимодействия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при обнаружении фактов:
- незаконного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза с таможенной территории Российской Федерации автотранспортных средств;
- нахождения в собственности или во владении автотранспортных средств, ввезенных с нарушением законодательства Российской Федерации;
- нахождения автотранспортных средств в розыске;
- невывоза с таможенной территории Российской Федерации физическими лицами временно ввезенных автотранспортных средств в установленные сроки временного ввоза;
- нахождения на таможенной территории Российской Федерации автотранспортных средств, в отношении которых возникла и не исполнена обязанность по уплате таможенных платежей.
Указанные факты возможно обнаружить в ходе проведения таможенного контроля после выпуска автотранспортных средств и оперативно-розыскных мероприятий, а также при проведении таможенного оформления автотранспортных средств, что определено разделом II Регламента.
В случаях, когда должностными лицами таможенных органов указанные факты не обнаружены, положения Регламента не применяются.
1. Пункт 12 Регламента предусматривает, что в случае обращения физических лиц, приобретших на территории Российской Федерации автотранспортные средства, в отношении которых таможенное оформление не завершено, должностные лица таможенных органов, уполномоченные проводить таможенное оформление и таможенный контроль, проводят таможенное оформление автотранспортных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Инструкцией о порядке снятия ограничений на пользование и распоряжение транспортными средствами, утвержденной приказом ГТК России от 25 декабря 2002 года N 1404 (далее - Инструкция), предусмотрено, что любое физическое лицо, приобретшее на территории Российской Федерации транспортное средство, в отношении которого таможенное оформление не завершено, вправе обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого оно постоянно проживает, с заявлением о добровольной уплате таможенных платежей в отношении находящегося в его фактическом владении транспортного средства с приложением документов на транспортное средство, а также документов, связанных с ввозом транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации (если имеются), и документов, подтверждающих факт приобретения транспортного средства на территории Российской Федерации. Таким образом, положениями Инструкции предусмотрена возможность снятия ограничений на пользование и распоряжение только в отношении транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702 и 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, при обязательном представлении в таможенный орган документов. В случае отсутствия документальных подтверждений приобретения транспортного средства на территории Российской Федерации таможенный орган обязан отказать физическому лицу в возможности применения норм указанной Инструкции. Представление достаточных доказательств такого приобретения возлагается на приобретателя.
Если подача в таможенный орган таможенной декларации на автомобиль производится физическим лицом, в чей адрес был ввезен автомобиль, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в соответствии со ст.327 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Факт ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в адрес физического лица должен быть подтвержден сопроводительными документами, в том числе, подтверждающими право владения и (или) пользования данным автомобилем.
Таким образом, исполнение пункта 12 Регламента должностными лицами таможенных органов, уполномоченными проводить таможенное оформление и таможенный контроль, возможно при соблюдении физическими лицами условий, определенных Инструкцией.
2. В соответствии с пунктом 17 Регламента должностные лица таможенных органов, осуществляющие дознание и производство неотложных следственных действий по уголовным делам, производство по делам об административных правонарушениях, при установлении лиц, незаконно переместивших автотранспортные средства, лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, направляют информацию об указанных лицах (лице) и сведения об автотранспортных средствах (идентифицирующие признаки автотранспортных средств: модель, объем двигателя, дата выпуска, страна происхождения и т.д., дата пересечения таможенной границы Российской Федерации) в подразделение федеральных таможенных доходов таможенного органа.
Определенные пунктом 17 Регламента сведения о лицах (лице) и автотранспортных средствах (идентифицирующие признаки) представляются должностными лицами правоохранительных подразделений путем составления служебной записки или рапорта, содержание которых определяет должностное лицо, осуществляющее дознание и производство неотложных следственных действий по уголовным делам, производство по делам об административных правонарушениях. Учитывая, что целью представления подразделениям федеральных таможенных доходов таможенных органов указанных сведений является исчисление таможенных пошлин, налогов и принятие мер по их взысканию, в служебной записке или рапорте необходимо отражать день пересечения автотранспортными средствами таможенной границы, а если такой день установить невозможно, день обнаружения таможенными органами таких автотранспортных средств. Под днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается календарная дата рабочего дня таможенного органа, в течение которого им будет установлен и надлежащим образом письменно оформлен выявленный факт неисполнения лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, обязанности по уплате сумм таких платежей в установленный срок.
3. Положениями пункта 18 Регламента определена последовательность действий подразделений федеральных таможенных доходов таможенных органов при получении информации о лицах (лице), ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (часть 4 статьи 320 ТК РФ), и автотранспортных средствах, в отношении которых возникла и не исполнена обязанность по уплате таможенных платежей. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом сроков, ограничивающих добровольное исполнение данной обязанности, законодательством Российской Федерации не установлено. Подпунктом "б" пункта 18 Регламента предусмотрено направление уведомления лицам (лицу) о том, что таможенные платежи в отношении транспортного средства не уплачены (уплачены не полностью), а также о том, что лица (лицо) вправе уплатить (доплатить) их в добровольном порядке. Направление требования об уплате таможенных платежей, содержащего сведения о мерах по их принудительному взысканию, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком, является неправомерным.
Таким образом, подпунктом "б" пункта 18 Регламента предусмотрена возможность исполнения лицами (лицом) обязанностей по уплате таможенных платежей в добровольном порядке.
Подпунктом "в" пункта 18 Регламента определено направление по решению начальника таможенного органа или лица его замещающего, лицам (лицу), ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов и пеней, требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные частью 3 статьи 350 ТК РФ. Направление требования об уплате таможенных платежей лицам (лицу), ответственным за их уплату, является обязательным условием применения таможенными органами мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и пеней. Требование направляется лицам (лицу) во всех случаях, за исключением прямо определенных ТК РФ и правовыми актами ФТС России (пункт 4 статьи 348 ТК РФ, пункт 18.4 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденных распоряжением ГТК России от 27.11.2003 N 647-р).
Пунктом 1 статьи 348 ТК РФ определено, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки, указанные пошлины, налоги взыскиваются таможенными органами принудительно. Порядок взыскания таможенных пошлин, налогов с юридических и физических лиц представляет собой определенную совокупность последовательных действий, совершаемых в рамках установленных ТК РФ сроков.
4. Положения Регламента направлены на закрепление согласованности в действиях подразделений таможенных органов при обнаружении фактов незаконного перемещения автотранспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, одним из требований которой является информированность о взаимных действиях. Данному требованию и отвечают подпункты "в"-"д" пункта 19 Регламента. Истечение срока уплаты, установленного в требовании, не является правовым препятствием для применения в отношении лиц (лица) процедур по принудительному взысканию в судебном порядке.
5. В соответствии с пунктом 4 статьи 320 ТК РФ при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае, если лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, не установлено таможенными органами, пунктом 20 Регламента предусмотрена передача подразделениями федеральных таможенных доходов таможенных органов информации в правовое подразделение таможенного органа для взыскания в судебном порядке таможенных пошлин, налогов за счет автотранспортных средств, в отношении которых таможенные пошлины налоги не уплачены (часть 2 статьи 352 ТК РФ). Реализация положений пункта 20 Регламента производится подразделениями федеральных таможенных доходов таможенных органов при наличии сведений:
- об автотранспортных средствах, в отношении которых возникла обязанность по уплате таможенных платежей (идентифицирующие признаки автотранспортных средств: модель, объем двигателя, дата выпуска, страна происхождения и т.д., дата пересечения таможенной границы Российской Федерации);
- о том, что лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, не установлено, поступивших от правоохранительных подразделений таможенных органов (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении уголовного дела (статья 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по обстоятельствам, определенным статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и т.д.);
- о лицах (лице), в чьей собственности находятся автотранспортные средства, в отношении которых возникла и не исполнена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
6. В соответствии с пунктом 23 Регламента должностные лица правовых подразделений таможенных органов, получив материалы, подтверждающие сведения о том, что лица (лицо), приобретшие в собственность или во владение незаконно ввезенные автотранспортные средства, знали в момент приобретения или должны были знать о незаконности такого ввоза, в течение рабочего дня, следующего за днем поступления материалов, направляют в правоохранительное подразделение таможенного органа запрос о представлении информации о лицах (лице), незаконно переместивших автотранспортные средства через таможенную границу Российской Федерации. Положения указанного пункта применяются в случае, если правовыми подразделениями таможенных органов предпринимаются меры для взыскания в судебном порядке таможенных пошлин, налогов не с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (часть 4 статьи 320 ТК РФ), а за счет стоимости автотранспортных средств, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (часть 5 статьи 352 ТК РФ).
Принятие мер по принудительному взысканию в случаях, определенных подпунктами "б", "д" пункта 19 и пункта 20 Регламента, после проведения действий должностными лицами подразделений федеральных таможенных доходов таможенных органов, определенных разделом IV Регламента, осуществляется правовыми подразделениями таможенных органов в соответствии с пунктом 25 Регламента.
Обращаем ваше внимание на необходимость в соответствии с Общим положением о региональном таможенном управлении, утвержденным приказом ФТС России от 12 января 2005 года N 7, осуществлять контроль деятельности подчиненных таможенных органов при применении положений Регламента всеми уполномоченными подразделениями таможенных органов. Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций, согласно статье 408 ТК РФ обладают правомочиями, определенными таможенным, административным, уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации, в связи с чем, при обнаружении фактов незаконного перемещения автотранспортных средств через таможенную границу Российской Федерации действия таможенных органов должны быть согласованы и направлены на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Начальник Правового управления
подполковник
таможенной службы
А.Б.Струков
Текст документа сверен по:
рассылка