Федеральная таможенная служба
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПИСЬМО
от 15 декабря 2006 года N 07-07-15/26745
О направлении Методических рекомендаций по порядку начисления пеней таможенными органами
В связи с выявлением в практике работы таможенных органов Северо-Западного федерального округа нарушений процедуры начисления пеней на суммы неуплаченных таможенных платежей и в целях обеспечения единообразной правоприменительной практики в регионе направляю вам для руководства в деятельности Методические рекомендации о порядке начисления пеней таможенными органами.
Заместитель начальника
управления по экономической деятельности
полковник таможенной службы
В.В.Кулешов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке начисления пеней таможенными органами
Начисление пеней на сумму неуплаченных таможенных платежей является растянутым во времени и постоянно продолжающимся процессом в деятельности таможенных органов, который на протяжении длительного временного интервала регламентируется различными нормативными требованиями. Предлагаю при осуществлении начисления пеней руководствоваться нижеизложенными правилами.
Первый период
В соответствии с действующим с 21.07.93 Таможенным кодексом РФ 1993 года установлено, что за время задолженности взыскиваются пени в размере 0,3 процента за каждый день просрочки, включая день уплаты или взыскания в бесспорном порядке.
Приведенные правила начисления причитающихся сумм пеней применяются с 21.07.93 ко всем без исключения видам таможенных платежей, по которым возникла неуплата, независимо от даты возникновения или обнаружения такой неуплаты, а также независимо от того, у какого лица (физического, юридического или индивидуального предпринимателя) выявлена такая недоимка. Сумма пеней может превышать сумму неуплаченных таможенных платежей.
Формула расчета пеней:
П = С * Д * 0,3%,
где П - сумма пеней (в руб.), С - сумма недоимки (в руб.), Д - число календарных дней просрочки уплаты таможенных пошлин и налогов.
Следует отметить, что в рассматриваемом периоде начисление пеней возможно производить на общую сумму недоимки по всем видам платежей.
Второй период
В соответствии с действовавшим с 01.01.99 по 01.01.2004 п.1 ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроками. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога или сбора.
Подпериод 1. При этом следует отметить, что с 01.01.99 по 16.08.99 включительно действовала редакция ст.75 Налогового кодекса РФ, предусматривающая, что процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой (1/300) действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,1 процента в день. Во всех случаях сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога (или сбора).
Таким образом, до 01.01.99 пени начисляются в размере 0,3 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки по правилам, приведенным в пункте 1 настоящих разъяснений. С 01.01.99 по 16.08.99 возникают следующие варианты начисления пеней:
1) Если сумма пеней, начисленная в период до 01.01.99, не превышает сумму недоимки, то с 01.01.99 по 16.08.99 включительно начисление пеней осуществляется за каждый календарный день просрочки уплаты по ставке равной одной трехсотой (1/300) действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,1 процента от суммы недоимки в день до того момента, пока сумма начисленных пеней не совпадет с суммой недоимки. В таком случае начисление прекращается до 17.08.99;
2) Если сумма пеней, начисленная, но не взысканная (не уплаченная) за период до 01.01.99, уже превышает сумму недоимки, то начисление пеней в период с 01.01.99 по 16.08.99 включительно не производится. Однако уменьшение суммы пеней до размера недоимки также не производится, так как правило о том, что сумма пеней не может превышать сумму недоимки, вступило в действие только с 01.01.99 и не обладает обратной силой в отношении определенных по ранее действовавшим правилам сумм пеней. То есть в данном случае сумма пеней фиксируется в размере, превышающем размер недоимки, по состоянию на 31.12.98 включительно.
Приведенные правила начисления причитающихся сумм пеней применяются ко всем видам таможенных платежей, за исключением таможенных сборов (о которых речь пойдет позже), по которым возникла неуплата, независимо от даты возникновения или обнаружения такой неуплаты, а также независимо от того, у какого лица (физического, юридического или индивидуального предпринимателя) выявлена такая недоимка. При этом важно иметь в виду, что в целях определения момента, когда сумма начисленных пеней сравняется с суммой недоимки и дальнейшее начисление производиться не должно, начисление пеней необходимо производить отдельно по каждому виду таможенных платежей, так как недоимка образуется отдельно по каждому из налогов, являющихся таможенным платежам, а не в целом по таможенным платежам.
Формула расчета пеней в данном случае будет зависеть от того факта, является ли ставка равная одной трехсотой (1/300) действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации менее или более 0,1 процента от суммы недоимки.
В случае если таковая менее 0,1 процента от суммы недоимки, формула расчета пеней в рассматриваемом периоде выглядит следующим образом:
П = ,
где П - сумма пеней (в руб.), С - сумма недоимки (в руб.), Д - число календарных дней просрочки уплаты таможенных пошлин и налогов, Ст - ставка рефинансирования (в процентах), установленная Центральным банком РФ, действующая в период просрочки. В случае если в период просрочки ставка рефинансирования изменялась, то сумма пеней рассчитывается путем сложения сумм пеней, исчисленных за период действия каждой из ставок рефинансирования.
В случае если ставка равная одной трехсотой (1/300) действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации более 0,1 процента от суммы недоимки, формула расчета пеней в рассматриваемом периоде выглядит следующим образом:
П = С * Д * 0,1%,
где П - сумма пеней (в руб.), С - сумма недоимки (в руб.), Д - число календарных дней просрочки уплаты таможенных пошлин и налогов.
С учетом того, что действующие в указанный подпериод ставки рефинансирования составляли 60,000004% и 55% следует проиллюстрировать порядок начисления пеней в указанном периоде.
Допустим, сумма недоимки по ввозной таможенной пошлине составляет 500000 рублей, а по налогу на добавленную стоимость - 90000 рублей.
Определяя подлежащие начислению пени отдельно на недоимку по ввозной таможенной пошлине и налогу на добавленную стоимость, рассчитаем процентную ставку пеней по первой формуле.
П = , то есть пени, начисляемые за один календарный день на недоимку по пошлине, равны 1000,00007 рубля.
П = , то есть пени, начисляемые за один календарный день на недоимку по НДС, равны 180,000012 рублей.
Рассчитаем процентную ставку пеней по второй формуле.
П = 500000 * 1 * 0,1%, то есть пени, начисляемые за один календарный день на недоимку по пошлине, равны 500 рублей.
П = 90000 * 1 * 0,1%, то есть пени, начисляемые за один календарный день на недоимку по НДС, равны 90 рублей.
Следовательно, с учетом значительного размера установленных в рассматриваемом периоде ставок рефинансирования процентная ставка пеней в размере одной трехсотой (1/300) действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации всегда будет превышать 0,1 процента от суммы недоимки в день.
Из чего следует основополагающий вывод о том, что начисление сумм пеней в рассматриваемом подпериоде отдельно по каждому виду таможенных платежей, кроме таможенных сборов, всегда должно производиться из расчета 0,1 процента от суммы недоимки за каждый календарный день просрочки уплаты по формуле П = С * Д * 0,1%.
Подпериод 2. С 17.08.99 по 31.12.2003 включительно действовала редакция ст.75 Налогового кодекса РФ, предусматривающая, что процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой (1/300) действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. При этом ограничение по общей сумме возможных к начислению пеней было снято, то есть сумма пеней может превышать сумму недоимки в соответствии с действующими в указанный период времени нормативными требованиями к начислению сумм пеней.
Таким образом, с 17.08.99 на все случаи задолженности по таможенным платежам (кроме задолженности по таможенным сборам), как приостановленные к доначислению в период с 01.01.99 по 16.08.99 включительно, так и не приостановленные, продолжается доначисление сумм пеней исходя из процентной ставки равной одной трехсотой (1/300) действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Приведенные правила начисления причитающихся сумм пеней также применяются ко всем видам таможенных платежей, за исключением таможенных сборов, по которым возникла неуплата, независимо от даты возникновения или обнаружения такой неуплаты, а также независимо от того, у какого лица (физического, юридического или индивидуального предпринимателя) выявлена такая недоимка.
Формула расчета пеней:
П = ,
где П - сумма пеней (в руб.), С - сумма недоимки (в руб.), Д - число календарных дней просрочки уплаты таможенных пошлин и налогов, Ст - ставка рефинансирования (в процентах), установленная Центральным банком РФ, действующая в период просрочки.
В случае если в период просрочки ставка рефинансирования изменялась, то сумма пеней рассчитывается путем сложения сумм пеней, исчисленных за период действия каждой из ставок рефинансирования.
Перечень установленных Центральным банком РФ ставок рефинансирования в рассматриваемом периоде:
- с 24.07.98 по 09.06.99 (включительно) - 60,000004%,
- с 10.06.99 по 23.01.2000 (включительно) - 55%,
- с 24.01.2000 по 06.03.2000 (включительно) - 45%,
- с 07.03.2000 по 20.03.2000 (включительно) - 38%,
- с 21.03.2000 по 09.07.2000 (включительно) - 33%,
- с 10.07.2000 по 03.11.2000 (включительно) - 28%,
- с 04.11.2000 по 08.04.2002 (включительно) - 25%,
- с 09.04.2002 по 06.08.2002 (включительно) - 23%,
- с 07.08.2002 по 16.02.2003 (включительно) - 21%,
- с 17.02.2003 по 20.06.2003 (включительно) - 18%,
- с 21.06.2003 по 14.01.2004 (включительно) - 16%.
В отношении начисления пеней на сумму недоимки по таможенным сборам действуют следующие установленные правила в рассматриваемом периоде.
В соответствии с абз.7 ст.2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса РФ налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются. Указанное очевидно предполагает невозможность распространения на подобные платежи действия вступивших в силу норм части первой Налогового кодекса РФ.
Одновременно вышеуказанным законом установлено, что ст.13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса РФ вводятся в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса РФ (дата начала действия части второй Налогового кодекса РФ - 01.01.2001). То есть, несмотря на установление в ст.13 Налогового кодекса РФ в перечне федеральных налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, таможенной пошлины и таможенных сборов, правила указанной статьи действуют только с 01.01.2001. Тогда как со дня общего вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ (с 01.01.99), в том числе ст.75 указанного кодекса, с целью определения применимости положений части первой Налогового кодекса РФ относительно правил начисления пеней на сумму недоимки к тому или иному платежу в федеральный бюджет необходимо руководствоваться оставленными в силе ст.19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В ст.19 данного закона обозначено, что к федеральным налогам относятся, в том числе, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенная пошлина, что обуславливает применение таможенными органами порядка начисления пеней в соответствии со ст.75 части первой Налогового кодекса РФ на недоимку по указанным видам таможенных платежей.
Упоминание о таможенных сборах в ст.19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отсутствует. Следовательно положения части первой Налогового кодекса РФ не распространяются на таможенные сборы до момента введения части второй Налогового кодекса РФ, то есть до 01.01.2001.
Таким образом, в отношении порядка начисления пеней на задолженность по таможенным сборам с 01.01.99 до 01.01.2001 продолжают применяться правила установленные Таможенным кодексом РФ 1993 года (ст.124 Таможенного кодекса РФ), а именно: за время задолженности взыскиваются пени в размере 0,3 процента за каждый день просрочки, включая день уплаты или взыскания в бесспорном порядке. Приведенные правила начисления причитающихся сумм пеней на недоимку по таможенным сборам применяются независимо от даты возникновения или обнаружения такой неуплаты, а также независимо от того, у какого лица (физического, юридического или индивидуального предпринимателя) выявлена недоимка по таможенным сборам. Сумма начисленных на недоимку по таможенным сборам пеней может превышать сумму неуплаченных сборов.
Формула расчета пеней на недоимку по таможенным сборам:
П = С * Д * 0,3%,
где П - сумма пеней (в руб.), С - сумма неуплаченных таможенных сборов (в руб.), Д - число календарных дней просрочки уплаты таможенных сборов.
С 01.01.2001 по 31.12.2003 включительно на недоимку по таможенным сборам пени начисляются по общим правилам установленным для всех иных видов таможенных платежей. То есть процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой (1/300) действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. При этом ограничение по общей сумме возможных к начислению пеней отсутствует.
Формула расчета пеней:
П = ,
где П - сумма пеней (в руб.), С - сумма неуплаченных таможенных сборов (в руб.), Д - число календарных дней просрочки уплаты таможенных сборов, Ст - ставка рефинансирования (в процентах), установленная Центральным банком РФ, действующая в период просрочки.
В случае если в период просрочки ставка рефинансирования изменялась, то сумма пеней рассчитывается путем сложения сумм пеней, исчисленных за период действия каждой из ставок рефинансирования.
Перечень установленных Центральным банком РФ ставок рефинансирования, действующих в период с 01.01.2001 по 31.12.2003 включительно, приведен ранее.
Исходя из вышеизложенных нормативных требований к порядку начисления пеней на сумму неуплаченных таможенных пошлин, налогов, следует отметить, что в период с 01.01.99 до 01.01.2004 такое начисление дифференцируется в зависимости от временного интервала на два подпериода. В отношения неуплаченных таможенных сборов в обозначенном периоде применяются отдельные правила начисления пеней, отличные от иных видов таможенных платежей, которые также дифференцируются на два подпериода.
Третий период
В соответствии с действующим с 01.01.2004 по настоящее время п.1 ст.349 Таможенного кодекса РФ при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени. (Пени на суммы процентов, пеней и штрафов не начисляются). Согласно п.4 ст.349 Таможенного кодекса РФ при выставлении требования об уплате таможенных пошлин, налогов лицу, ответственному за их уплату, пени начисляются по день выставления требования включительно. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в требовании, пени подлежат начислению в соответствии с п.2 ст.349 Таможенного кодекса РФ, то есть за каждый календарный день просрочки уплаты начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (определяется по правилам ст.332 Таможенного кодекса РФ) либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки их уплаты включительно.
Пени определяются в процентах, соответствующих одной трехсотой (1/300) ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки) за каждый календарный день просрочки. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка РФ, действующая в период просрочки.
Формула расчета пеней:
П = ,
где П - сумма пеней (в руб.), С - сумма недоимки (в руб.), Д - число календарных дней просрочки уплаты таможенных пошлин и налогов, Ст - ставка рефинансирования (в процентах), установленная Центральным банком РФ, действующая в период просрочки.
В случае если в период просрочки ставка рефинансирования изменялась, то сумма пеней рассчитывается путем сложения сумм пеней, исчисленных за период действия каждой из ставок рефинансирования.
Перечень установленных Центральным банком РФ ставок рефинансирования в рассматриваемом периоде:
- с 21.06.2003 по 14.01.2004 (включительно) - 16%,
- с 15.01.2004 по 14.06.2004 (включительно) - 14%,
- с 15.06.2004 по 25.12.2005 (включительно) - 13%,
- с 26.12.2005 по 25.06.2006 (включительно) - 12%,
- с 26.06.2006 по 22.10.2006 (включительно) - 11,5%,
- с 23.10.2006 по настоящее время - 11%.
Приведенные правила начисления причитающихся сумм пеней применяются с 01.01.2004 ко всем без исключения видам таможенных платежей, по которым возникла неуплата, независимо от даты возникновения или обнаружения такой неуплаты, а также независимо от того, у какого лица (физического, юридического или индивидуального предпринимателя) выявлена такая недоимка. Сумма пеней может превышать сумму неуплаченных таможенных платежей.
При определении дня, с которого подлежат начислению сумм пеней, следует учитывать положения ст.329 Таможенного кодекса РФ, устанавливающей сроки уплаты таможенных пошлин, налогов, а также разъяснения, содержащиеся в письме ГТК России от 07.07.2004 N 01-06/24875 "О взыскании таможенных платежей и начислении пеней". В указанном письме ГТК России определено, что в случае выявления в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, факта неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов после их выпуска при осуществлении отдельных форм таможенного контроля пени, с учетом п.5 ст.329 Таможенного кодекса РФ, подлежат начислению со дня, следующего за днем принятия таможенной декларации таможенным органом. Более того, в отношении расчета сумм пеней, подлежащих уплате в отношении недоставленных товаров, необходимо учитывать положения письма ГТК России от 09.09.2004 N 06-11/32750 "О расчете сумм таможенных платежей и пеней, подлежащих уплате в отношении недоставленных товаров". Согласно указанному письму при исчислении сумм пеней, причитающихся к уплате за нарушение процедуры внутреннего таможенного транзита, сроком уплаты таможенных платежей считается день начала действия таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита. Следовательно, пени подлежат начислению на сумму недоимки со следующего за днем начала действия таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита дня. В случае если в дальнейшем в рамках вступивших в силу постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела либо соответствующих судебных документов будет установлен день совершения нарушения требований и условий таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, которое влечет обязанность уплатить таможенные платежи (ст.90 Таможенного кодекса РФ), сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Соответственно, суммы пеней, начисленные перевозчику (экспедитору), должны быть перерассчитаны исходя из вновь установленных данных.
Текст документа сверен по:
рассылка