Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/902090607.htm


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 марта 2008 года N 288-р


[Об одобрении Концепции создания системы контроля
вывоза товаров с таможенной территории Российской
Федерации  и контроля правомерности применения
ставки 0 процентов  по налогу на добавленную
стоимость при экспорте товаров
]


    1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (далее - Концепция).

    2. Мининформсвязи России совместно с ФТС России, ФНС России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить управление реализацией Концепции.

    3. Мининформсвязи России, ФТС России и ФНС России в 3-месячный срок подготовить совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти план мероприятий по реализации Концепции и утвердить его.


Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков


ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 марта 2008 года
N 288-р


КОНЦЕПЦИЯ
создания системы контроля вывоза товаров с таможенной
территории Российской Федерации и контроля правомерности
применения ставки 0 процентов по налогу на
добавленную стоимость при экспорте товаров

I. Введение

    Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (далее - система контроля) разработана в целях совершенствования системы межведомственного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции и полномочий в осуществлении функций по контролю вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контролю правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.

    Настоящая Концепция определяет основные цели и задачи создания системы контроля, ее информационно-технологическую архитектуру, государственных заказчиков работ по созданию системы контроля, порядок информационного взаимодействия и обеспечения информационной безопасности, этапы создания, функционирования и развития системы контроля, а также источники финансового обеспечения работ по ее созданию и развитию.

    Также в настоящей Концепции представлена оценка экономической и социальной эффективности системы контроля.

    

II. Предпосылки создания системы контроля

    В соответствии со статьей 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, а также работы и услуги, непосредственно связанные с производством, реализацией и перевозкой таких товаров, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.

    В соответствии с данным положением российские экспортеры, а также компании, выполняющие указанные работы (услуги), имеют право на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного ими при приобретении материальных ресурсов для производства и реализации экспортируемых товаров, выполнения сопутствующих работ (услуг).

    В настоящее время в Российской Федерации рост возмещения налога на добавленную стоимость более чем в 2 раза превышает рост объемов экспорта, что приводит к значительным потерям федерального бюджета.

    Рост связанных с возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров злоупотреблений со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности является результатом недостаточной эффективности процессов таможенного и налогового контроля в части подтверждения факта вывоза с целью проверки правомерности применения налогоплательщиком ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.

    При этом недостаточная эффективность контроля вывоза товаров обусловлена:

    низкой оперативностью обмена данными между таможенными органами, в которых проводится таможенное оформление товаров, и приграничными таможенными органами, в зоне деятельности которых осуществляется вывоз этих товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также отсутствием у них оперативного доступа к централизованному информационному ресурсу таможенных органов, консолидирующему соответствующую информацию;

    преимущественным использованием бумажного документооборота, ограничивающего пропускную способность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, на которые в соответствии с действующими процедурами контроля фактического вывоза возложена основная нагрузка по учету вывоза.

    Недостаточная эффективность контроля правомерности применения налогоплательщиками ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров обусловлена:

    отсутствием оперативного доступа налоговых органов к информации таможенных и других федеральных органов исполнительной власти, необходимой для проведения эффективного налогового контроля;

    недостаточным уровнем использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в рамках действующих процедур подтверждения фактического вывоза товаров и поступления выручки от экспорта таких товаров, что приводит к неоправданным трудозатратам таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных банков.

    Указанные ограничения на практике приводят к увеличению количества документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения факта вывоза, чрезмерной нагрузке на приграничные таможенные органы, значительным задержкам и несвоевременности получения информации, необходимой для проведения налогового контроля в установленные законодательством сроки.

    

III. Цели и задачи создания системы контроля

    Основной целью создания системы контроля является обеспечение эффективного контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.

    Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

    создание информационно-технологической инфраструктуры системы контроля;

    информационно-технологическое обеспечение процессов регистрации и контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляемых Федеральной таможенной службой на всех уровнях внутриведомственного управления;

    обеспечение информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими функций контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;

    перевод в электронную форму ведомственного и межведомственного документооборота, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти при контроле вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроле правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров;

    техническое обеспечение функционирования системы контроля с применением территориально распределенных каналов передачи данных.

    Создание системы контроля осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

    использование электронного документооборота при организации информационного взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными и налоговыми органами;

    использование по мере появления соответствующего нормативно-правового обеспечения имеющих юридическую значимость первичных документов, передаваемых в электронной форме;

    автоматическое формирование сведений, необходимых для подтверждения фактического вывоза товаров на основе информации, содержащейся в первичных документах;

    исключение повторного ввода информации;

    оперативное предоставление таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности информации об осуществлении ими фактического вывоза товаров преимущественно в форме электронных документов, имеющих юридическую значимость;

    оперативный обмен между налоговыми и таможенными органами сведениями, необходимыми для осуществления мероприятий по таможенному и налоговому контролю;

    использование инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем для предоставления государственных услуг в электронном виде (далее - государственный информационный центр), создаваемого в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", для организации информационного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами с использованием современных средств идентификации участников информационного взаимодействия, а также электронной цифровой подписи;

    обеспечение защиты информации, обрабатываемой в системе контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    централизация функций управления эксплуатацией инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия;

    обеспечение юридической значимости информации, содержащейся в электронных документах, используемых в рамках системы контроля, для осуществления контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.

    

IV. Информационно-технологическая архитектура системы контроля

    Информационно-технологическая архитектура системы контроля включает в себя ведомственные сегменты и межведомственный сегмент информационного взаимодействия.

    Ведомственные сегменты системы контроля создаются на основе единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, автоматизированной информационной системы "Налог" Федеральной налоговой службы, а также ведомственных информационных систем иных контролирующих и надзорных федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций.

    Межведомственный сегмент информационного взаимодействия системы контроля создается путем развития инфраструктуры и технологических возможностей государственного информационного центра, в том числе его телекоммуникационного компонента в части информационно-технологической поддержки информационного взаимодействия, а также обеспечения юридически значимого информационного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами с использованием современных средств идентификации участников информационного взаимодействия и электронной цифровой подписи.

    Создание ведомственного сегмента системы контроля Федеральной таможенной службы позволит обеспечить автоматизацию следующих процессов:

    сбор предварительных сведений о подлежащих вывозу товарах по данным товаросопроводительных документов, представленных в форме электронных документов, при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля для таможенных режимов, предусматривающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации;

    сбор в электронной форме сведений о фактическом вывозе товаров при таможенном контроле и оформлении убытия товаров в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

    подготовка и анализ отчетности о фактическом вывозе товаров;

    предоставление участнику внешнеэкономической деятельности информации о фактическом вывозе его товаров с таможенной территории Российской Федерации;

    передача в межведомственный сегмент системы контроля в электронной форме информации о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также иных имеющихся в Федеральной таможенной службе сведений, необходимых для проведения налогового контроля;

    получение из межведомственного сегмента системы контроля и обработка информации, необходимой для проведения таможенного контроля с целью выявления сделок с признаками нарушения таможенного законодательства.

    Создание ведомственного сегмента системы контроля Федеральной налоговой службы позволит обеспечить автоматизацию следующих процессов:

    передача в межведомственный сегмент системы контроля информации, необходимой для проведения таможенного контроля для выявления сделок с признаками нарушения таможенного законодательства;

    получение из межведомственного сегмента системы контроля и обработка информации о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также сведений, необходимых для проведения налогового контроля, в том числе:

    сведений, содержащихся в выписках банков, подтверждающих фактическое поступление на счета налогоплательщиков в российских банках выручки от реализации товаров иностранным лицам;

    сведений о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, содержащихся в таможенных декларациях, транспортных, товаросопроводительных и иных документах с отметками о прохождении таможенного и пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, осуществивших выпуск товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта.

    Создание межведомственного сегмента системы контроля позволит обеспечить:

    ведение централизованных справочников и классификаторов межведомственного информационного взаимодействия (в том числе идентификационных элементов);

    ведение реестра сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов исполнительной власти, используемых при создании электронной цифровой подписи для подписания электронных сообщений (документов);

    ведение электронной базы регламентирующих документов по межведомственному информационному взаимодействию в удобной для пользователей форме;

    автоматизированную настройку форматов межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с регламентом;

    гарантированную доставку электронных сообщений (документов) субъектам межведомственного информационного взаимодействия, которым они адресуются;

    подтверждение подлинности сертификатов ключей электронной цифровой подписи электронных сообщений (документов);

    ведение журнала сеансов межведомственного информационного взаимодействия;

    накопление, хранение и архивирование данных межведомственного информационного взаимодействия;

    обеспечение юридической значимости электронных сообщений (документов) по запросу субъектов межведомственного информационного взаимодействия;

    обеспечение защиты передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования;

    обеспечение доступа к государственным информационным системам и иным информационным системам;

    анализ и разрешение конфликтных ситуаций, возникающих при межведомственном информационном взаимодействии;

    ведение единого реестра пользователей системы контроля, обеспечивающего регламентированное предоставление доступа к системе контроля;

    централизованное управление эксплуатацией инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия.

    

V. Государственные заказчики работ по созданию системы контроля

    Учитывая межведомственный характер работ, целесообразно определить государственного заказчика - координатора работ по созданию системы контроля (далее - государственный заказчик-координатор) и государственных заказчиков работ по созданию и развитию ее отдельных сегментов (далее государственные заказчики).

    Государственным заказчиком-координатором предлагается определить Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.

    Государственными заказчиками работ по созданию отдельных сегментов системы контроля предлагается определить:

    Федеральную таможенную службу - в части создания и развития ведомственного сегмента системы контроля Федеральной таможенной службы;

    Федеральную налоговую службу - в части создания и развития ведомственного сегмента системы контроля Федеральной налоговой службы;

    Федеральное агентство по информационным технологиям - в части создания межведомственного сегмента информационного взаимодействия системы контроля.

    Основными функциями государственного заказчика-координатора являются:

    формирование технических и функциональных требований к системе контроля на основе предложений государственных заказчиков;

    разработка предложений по нормативно-правовому и финансовому обеспечению создания и функционирования системы контроля;

    координация деятельности государственных заказчиков;

    контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на создание системы контроля;

    организация приемки работ по созданию системы контроля;

    участие в приемке работ по созданию отдельных компонентов системы контроля.

    Государственные заказчики обеспечивают:

    подготовку предложений по техническим и функциональным требованиям к отдельным компонентам системы контроля;

    подготовку предложений по финансовому обеспечению создания и развития компонентов системы контроля;

    подготовку и проведение конкурсов по выбору исполнителей работ;

    координацию проводимых исполнителями работ по созданию и развитию соответствующих ведомственных сегментов системы контроля;

    приемку работ по созданию и развитию соответствующих ведомственных сегментов системы контроля.

    

VI. Порядок информационного взаимодействия
в рамках системы контроля

    Состав и источники информации, необходимой для контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, определяет Федеральная таможенная служба. Состав и источники информации, необходимой для контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров, определяет Федеральная налоговая служба.

    Межведомственное информационное взаимодействие в рамках системы контроля осуществляется через государственный информационный центр.

    Условия и порядок межведомственного информационного взаимодействия определяются совместными приказами оператора государственного информационного центра и федеральными органами исполнительной власти, участвующими в информационном обмене в рамках системы контроля.

    В случае если участник информационного обмена не является федеральным органом исполнительной власти, условия информационного взаимодействия определяются соглашением между ним, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и оператором государственного информационного центра.

    

VII. Обеспечение информационной безопасности системы контроля

    Целью обеспечения информационной безопасности системы контроля является защита информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба системе контроля и ее пользователям.

    Информационная безопасность системы контроля обеспечивается за счет реализации многоуровневой системы безопасности, задачами которой являются:

    обеспечение защиты информации и контроля доступа к ней на всех этапах ее сбора, передачи, обработки, хранения и предоставления пользователю системы контроля;

    обеспечение конфиденциальности и целостности информации;

    обеспечение защиты программных и технических средств, используемых для сбора, передачи и обработки информации от утечки и разрушающего воздействия.

    Основными направлениями создания системы защиты информации являются:

    организационно-режимные меры по защите;

    защита информации от утечки по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок;

    защита от вирусных атак;

    обеспечение безопасности информационного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами с использованием современных средств защиты информации, в том числе средств идентификации участников информационного взаимодействия и электронной цифровой подписи;

    защита информации от несанкционированного доступа.

    

VIII. Этапы создания, функционирования и
развития системы контроля

    Создание и ввод системы контроля в промышленную эксплуатацию планируется осуществить до конца 2010 года в 3 этапа.

    На I этапе (2008 год) планируется обеспечить:

    развитие инфраструктуры и технологических возможностей государственного информационного центра для создания межведомственного сегмента информационного взаимодействия системы контроля;

    разработку проектов нормативных правовых актов, необходимых для организации межведомственного информационного взаимодействия с использованием инфраструктуры государственного информационного центра в процессе контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров;

    доработку проектов технического задания, финансово-экономического обоснования и плана работ по созданию системы контроля с учетом финансового обеспечения работ по созданию системы контроля и уточнения состава участников обмена информацией, а также состава и структуры данных, которыми обмениваются федеральные органы исполнительной власти в рамках системы контроля;

    разработку нового, доработку и адаптацию существующего программного обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы контроля в целях осуществления межведомственного обмена данными с использованием инфраструктуры и технологических возможностей государственного информационного центра;

    интеграцию и перевод в опытную эксплуатацию межведомственного и ведомственных сегментов системы контроля, обеспечивающих межведомственное информационное взаимодействие на федеральном уровне в объеме, предусмотренном соглашениями о межведомственном информационном обмене;

    разработку нового и адаптацию существующего программного обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы контроля в целях автоматизации процессов передачи сведений о фактах поступления выручки от реализации товаров иностранным лицам, а также получения и обработки сведений налоговыми органами для контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров;

    выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на пилотных объектах I этапа;

    разработку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление указанных процессов.

    На II этапе (2009 год) планируется обеспечить:

    разработку нового и адаптацию существующего программного обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы контроля в целях автоматизации процессов таможенного контроля вывоза товаров с учетом специфики железнодорожного, авиационного, трубопроводного, морского (речного) видов транспорта и почтовых отправлений всеми видами транспорта, а также получения и обработки сведений налоговыми органами для контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров;

    выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на пилотных объектах II этапа;

    разработку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление указанных процессов.

    На III этапе (2010 год) планируется обеспечить:

    выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на всех объектах ведомственных сегментов системы контроля;

    ввод системы контроля в промышленную эксплуатацию.

    По мере развития системы контроля возможно расширение состава ее участников. Подключение к системе контроля федеральных органов исполнительной власти осуществляется по мере выпуска соответствующих приказов, или заключения соглашений об информационном взаимодействии, или внесения изменений в действующие приказы либо соглашения с учетом требований, предъявляемых оператором государственного информационного центра.

    В случае если передаче сведений должна предшествовать работа по организации их сбора, обеспечению необходимого уровня оперативности и достоверности, такая работа выполняется в рамках ведомственного сегмента системы контроля, закрепленного за федеральным органом исполнительной власти, являющимся владельцем соответствующей информации.

    Задачи, связанные с автоматизацией обработки полученной информации, решаются в рамках ведомственного сегмента системы контроля, закрепленного за федеральным органом исполнительной власти, являющимся получателем информации.

    Ввод системы контроля или ее компонентов в промышленную эксплуатацию осуществляется по результатам опытной эксплуатации. Опытная эксплуатация системы контроля должна осуществляться не более 1 года.

    

IX. Финансовое обеспечение работ по созданию
и развитию системы контроля

    Финансирование работ по проектированию, созданию и развитию межведомственного сегмента информационного взаимодействия системы контроля будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)".

    Финансирование работ по созданию и развитию ведомственных сегментов системы контроля предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, выделяемых государственным заказчикам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    

X. Оценка экономической и социальной
эффективности системы контроля

    Создание системы контроля обеспечит повышение эффективности работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации путем снижения с 15 до 0 количества обрабатываемых в бумажной форме письменных обращений о подтверждении факта вывоза товаров по одной таможенной декларации и сокращения времени при регистрации факта вывоза товаров, а также времени прохождения грузов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

    Функционирование системы межведомственного обмена данными в масштабе времени, близком к реальному, между таможенными и налоговыми органами позволит осуществлять более действенный контроль реально экспортируемых товаров и сумм предъявляемого к возмещению налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при экспорте товаров, а также контроль экспортных сделок в целях предотвращения оттока капитала. Система контроля позволит налоговым и таможенным органам совместно противодействовать неправомерному возмещению налога на добавленную стоимость при экспорте товаров.

    Своевременное предоставление таможенными органами необходимых достоверных сведений налоговым органам будет способствовать решению вопросов, связанных с уменьшением сроков проведения мероприятий в рамках контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров при одновременном соблюдении установленных законодательством сроков возмещения налога на добавленную стоимость, повышению надежности и правомерности такого возмещения.

    Создание системы контроля обеспечит:

    повышение обоснованности решений в отношении вывоза экспортируемых товаров и правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость;

    сокращение времени и снижение трудозатрат сотрудников таможенных и налоговых органов на осуществление мероприятий по контролю вывоза товаров и проверке правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров;

    сокращение простоев транспортных средств, связанных с проведением таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

    сокращение времени и снижение трудозатрат, связанных с получением участниками внешнеэкономической деятельности подтверждения факта вывоза и факта поступления выручки от экспорта товаров;

    снижение объема бумажного документооборота между таможенными, налоговыми органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

    Функционирование системы контроля позволит организовать оперативный сбор и обработку информации о фактически вывозимых товарах и транспортных средствах.

    С точки зрения экономической эффективности создание системы контроля обеспечит:

    сокращение потерь федерального бюджета, связанных с фиктивным экспортом и составляющих в настоящее время 10-30 млрд. рублей в год;

    сокращение потерь добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, связанных с несвоевременным получением возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте товаров и составляющих около 5 млрд. рублей в год.