Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/9028246.htm


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 1996 года N 7127/95


[Агенты валютного контроля не наделены правом
на применение ответственности за нарушения
валютного законодательства]


    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 26.07.94 и постановление от 08.09.94 Тюменского областного арбитражного суда по делу N 86/3.

    Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

    Прокурор Тюменской области в интересах товарищества с ограниченной ответственностью "Туристическое агентство "Содружество" обратился в Тюменский областной арбитражный суд с иском о признании недействительным решения начальника Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Тюменской области от 20.01.94 N 169 о взыскании с туристического агентства штрафа в сумме 772 662 080 рублей и о его возврате.

    Решением от 26.07.94 в удовлетворении исковых требований отказано.

    Постановлением от 08.09.94 решение суда оставлено без изменения.

    В протесте первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается состоявшиеся судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить.

    Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Как видно из материалов дела, Управление Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Тюменской области на основании акта проверки ТОО "Туристическое агентство "Содружество" от 18.01.94 приняло решение от 20.01.94 N 169 о взыскании с него штрафа в размере сокрытой валютной выручки, составившего в рублевом эквиваленте 772 662 080 рублей. Решение принято на основании Указов Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 692 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" и от 27.10.92 N 1306 "О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту".

    Отказывая в иске, арбитражный суд исходил из того, что туристическое агентство, не зачислив валютную выручку на счет в уполномоченном банке на территории Российской Федерации, допустило нарушения: статьи 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629, пунктов 6 и 28 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 29.06.92 N 7, а поэтому правомерно привлечено органом налоговой полиции к ответственности. В качестве сокрытой валютной выручки признаны валютные средства, полученные от туристов в счет оплаты услуг Аэрофлота.

    Согласно пункту 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации подлежит валютная выручка от экспорта или реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг).

    Данным пунктом Указа право налагать штраф в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка Российской Федерации предоставлено Государственной налоговой службе Российской Федерации и Инспекции валютного контроля.

    В период проведения проверки туристического агентства и принятия решения Управлением Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Тюменской области действовал Закон Российской Федерации от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", которым определены их задачи и оговорено, что на эти органы не могут быть возложены задачи, не предусмотренные Законом (статья 2).

    В соответствии с пунктом 2 статьи 11 названного Закона федеральные органы налоговой полиции вправе пользоваться полномочиями, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов при исполнении служебных обязанностей, то есть в рамках возложенных на них задач по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.

    Указ Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 регулирует отношения в сфере валютного, а не налогового законодательства.

    Права агентов валютного контроля, предоставленные органам налоговой полиции Законом Российской Федерации от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", определены Законом Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".

    В соответствии со статьей 15 Закона агенты валютного контроля имеют право проводить проверки в сфере валютного законодательства, приостанавливать операции по счетам в банках, приостанавливать действие или лишать резидентов и нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций, другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    Правом на применение ответственности за нарушения валютного законодательства агенты валютного контроля этим Законом не наделены.

    Таким образом, решение Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Тюменской области не соответствует закону, поскольку принято с превышением полномочий.

    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                           ПОСТАНОВИЛ:

    решение от 26.07.94 и постановление от 08.09.94 Тюменского областного арбитражного суда по делу N 86/3 отменить.

    Признать недействительным решение Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Тюменской области от 20.01.94 N 169 о взыскании с товарищества с ограниченной ответственностью "Туристическое агентство "Содружество" 772 662 080 рублей штрафа.

    Обязать Управление Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Тюменской области возвратить туристическому агентству 772 662 080 рублей штрафа.


И.о.Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации                                      М.К.Юков


Текст документа сверен по:
официальная рассылка