ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПО БОРЬБЕ
С ТАМОЖЕННЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ
ПИСЬМО
от 2 августа 1996 года N 11-02/2189
О необходимости реагирования таможенных органов на факты
необоснованного и незаконного прекращения уголовных дел
органами предварительного следствия и о личной
ответственности руководителей таможенных органов за
обеспечением законности при решении вопроса о
возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел
Динамика роста возбужденных таможенными органами уголовных дел свидетельствует, что после создания на основании Приказа ГТК России N 7 от 13.01.94 г. отделов дознания таможен и отделов организации дознания региональных таможенных управлений эффективность работы таможенных органов по выявлению и расследованию преступлений, совершенных в сфере таможенного дела, резко возросла.
Так, в 1994 г. таможенными органами после проведения дознания направлено в органы предварительного следствия 2265 уголовных дел, что в 2,2 раза больше, чем за 1993 г. (в 1993 г. возбуждено и направлено по подследственности 1027 уголовных дел).
В 1995 г. было возбуждено 3919 уголовных дел и направлено после проведения дознания в органы предварительного следствия 3817 уголовных дел (рост + 68,5 % по сравнению с 1994 г.).
Кроме того, в 1995 г. таможенными органами закончено расследованием и направлено прокурору с обвинительными заключениями 50 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 162-6 УК РСФСР.
Только за первое полугодие 1996 г. таможенными органами возбуждено 1880 уголовных дел.
Констатируя рост количественных показателей работы отделов дознания таможенных органов, обращаем внимание на неудовлетворительное состояние качества дознания, что нередко приводит к последующему прекращению уголовных дел органами предварительного следствия и прокурорами, и к многочисленным обоснованным претензиям, предъявляемым прокурорами и следователями к таможенным органам.
Последнее касается случаев несвоевременного возбуждения уголовных дел таможенными органами, возбуждения ими уголовных дел без достаточных данных, указывающих на признаки преступления, неисполнения или некачественного исполнения неотложных следственных действий, в том числе непроведения задержаний подозреваемых при осуществлении дознания, когда это вызывается необходимостью и предусматривается законом и т.п.
(О недопущении таких нарушений требований УПК РСФСР руководство
УБК ГТК России и УБТП ГТК России неоднократно давали соответствующие
указания таможенным органам.)
Вместе с тем выборочные проверки прекращенных уголовных дел, ранее возбужденных таможенными органами, проведенные УБТП ГТК России, показали, что наряду с вышеуказанными причинами имеют место случаи необоснованного и незаконного прекращения уголовных дел органами предварительного следствия по п.п. 1 и 2 ст. 5 УПК РСФСР за отсутствием признаков события или состава преступления, а также факты отмены прокурорами в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 116 УПК РСФСР, постановлений таможенных органов о возбуждении уголовных дел, в связи с якобы их возбуждением без законных поводов и оснований, тогда как в действительности на момент возбуждения уголовных дел такие поводы и достаточные данные, указывающие на признаки преступления, в материалах имелись и вопрос стоял только в необходимости проверки доводов подозреваемых, что возможно было осуществить и после окончания дознания на стадии предварительного следствия.
Действительные же причины прекращения в названных случаях обоснованно возбужденных таможенными органами уголовных дел заключались в перегруженности следственных подразделений иной работой, отсутствием у следователей и прокуроров опыта в расследовании дел данной категории, а в отдельных случаях и недобросовестности следственных работников.
В результате в некоторых регионах на стадии предварительного следствия по мотивам якобы отсутствия события или состава преступления следователями и прокурорами необоснованно прекращено значительное количество (в ряде мест до 50 % от общего числа) уголовных дел, которые возбуждены таможенными органами.
Несмотря на такое ненормальное положение, отдельные руководители таможенных органов, не желая обострять отношения с прокурорами и органами предварительного следствия на местах, грубо нарушая требования "Методического письма УБК ГТК России от 23.11.92 г. N 01-13/7418 "О временном порядке учета в таможенных органах Российской Федерации материалов и уголовных дел о контрабанде и представлении по ним отчетности" (п. 15), действие которого подтверждено письмом заместителя Председателя ГТК России Драганова В.Г. от 23.05.94 г. N 01-13/5626 "О взаимодействии с органами внутренних дел при задержании и аресте подозреваемых по уголовным делам", а также письмом УБТП ГТК России от 23.02.96 г. N УБТП 11-02/493 "О некоторых вопросах хранения таможенными органами и выдачи следователям вещественных доказательств", оставляют факты необоснованного прекращения уголовных дел или отмены постановлений об их возбуждении без соответствующего реагирования и не обращаются к вышестоящим прокурорам на предмет отмены последними таких необоснованных постановлений, тем самым соглашаясь с выводами органов предварительного следствия о необоснованном возбуждении уголовных дел таможенными органами.
Более того, по имеющейся у нас информации, руководители таможенных органов в ряде случаев без соответствующих проверок обстоятельств, связанных с возбуждением и последующим прекращением уголовных дел, ставят вопросы о привлечении к дисциплинарной ответственности тех добросовестных работников подразделений дознания, которые на законных основаниях инициировали возбуждение уголовных дел, впоследствии прекращенных по обстоятельствам, не могущим быть поставленным им в вину.
В результате не только обесценивается работа подразделений дознания таможенных органов, а лица, совершившие преступления, уходят от ответственности, но и создаются предпосылки для негативной оценки работы таможенной системы, подрывается авторитет таможенных органов как правоохранительных, дается повод для внесения прокурорами представлений в адрес руководства ГТК России и подчиненных ему таможенных органов.
В этой связи считаем необходимым еще раз напомнить, что начальники региональных таможенных управлений и начальники таможен, являясь, в силу требований УПК и ТК России, по своей должности начальниками органов дознания, и как таковые наряду с подчиненными им дознавателями, начальниками подразделений дознания и заместителями начальников таможенных органов по правоохранительной работе непосредственно отвечают за обеспечение законности при решении вопроса о возбуждении конкретных уголовных дел или отказе в их возбуждении по каждому факту обнаружения таможенными органами признаков преступления (об этом прямо указано и в п. 7.2 "Методических рекомендаций по организации дознания в таможенных органах", утвержденных действующим в настоящее время приказом ТК СССР от 09.08.91 г. N 49).
Именно эти должностные лица, принимая окончательное решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, обязаны подписывать либо утверждать соответствующие процессуальные постановления, возлагая тем самым на себя ответственность за принятое в таможенном органе решение (п.п. 1.3, 1.4, 2.2, 2.3, 6.1, 7.1, 7.2 упомянутых выше "Методических рекомендаций").
Оценка деловых качеств начальников таможенных органов и их заместителей по правоохранительной работе и соответствие последних занимаемым должностям находится в прямой связи с обеспечением законности в подчиненных им таможенных органах, в том числе и при принятии решений в порядке ст. 109 УПК РСФСР (о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела), а также при проведении дознания.
Для контроля за этой стороной деятельности таможенных органов Методическим письмом УБК ГТК России от 23.11.92 г. N 01-13/7418 "О временном порядке учета в таможенных органах Российской Федерации материалов и уголовных дел о контрабанде и представления по ним отчетности" и другими вышеперечисленными документами УБК ГТК России и ГТК России предусмотрено представление таможнями в УБК (УБТП) ГТК России и в копиях региональным таможенным управлениям спецсообщений о результатах расследования уголовных дел в органах предварительного следствия, если они ранее возбуждались в таможенных органах, причем не позднее 5 дней с момента получения таможенными органами таких данных от прокурора или органов предварительного следствия.
В частности, при прекращении уголовного дела предусмотрено указание в спецсообщениях мнения таможенного органа о согласии или несогласии с таким решением (в последнем случае таможенные органы обязаны обжаловать соответствующему прокурору постановление о прекращении уголовного дела), а при обжаловании постановления сведения о том, когда и в адрес какого прокурора таможенным органом направлена жалоба о необоснованном и незаконном прекращении уголовного дела.
Упомянутым "Методическим письмом..." предусматривалось отражение в отчетах таможенных органов по уголовным делам и материалам, представляемых в УБК (УБТП) ГТК России и в региональные таможенные управления сведений о результатах расследования уголовных дел, которые были направлены таможенными органами следственным органам или прокурору.
Отражение таких данных в отчетах таможенных органов, представляемых в УБТП ГТК России и в региональные таможенные управления, предусмотрено и в новых формах отчетности, утвержденных указанием УБТП ГТК России от 19.01.96 г. N УБТП/106 "О направлении образцов форм отчетности" (Приложение к формам N 1 и 2).
В последнем предусмотрено отражение сведений о результатах расследования органами предварительного следствия или прокурором уголовных дел (направлено в суд, (дата); прекращено производством (дата, основание прекращения); приостановлено (дата); присоединено (дата, N дела).
К сожалению, все эти указания и требования ГТК России большинством таможенных органов систематически грубо игнорируются.
Для обеспечения законности в деятельности таможенных органов при решении ими вопросов о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел и соответствующего реагирования таможенных органов на факты необоснованного и незаконного прекращения уголовных дел органами предварительного следствия или прокурорами требуем:
а) при решении в таможенных органах вопросов о возбуждении или отказе в возбуждении уголовных дел, а также в процессе проведения дознания строго руководствоваться положениями норм УК РСФСР и УПК РСФСР, не допуская необоснованного как возбуждения уголовных дел,так и отказа в их возбуждении;
б) в каждом случае необоснованного прекращения органом предварительного следствия или прокурором ранее возбужденного таможенным органом уголовного дела обращаться к соответствующему транспортному прокурору с мотивированным ходатайством о проверке законности и обоснованности принятых процессуальных решений, а при получении отрицательного ответа, в случае несогласия с ним, готовить аналогичное обращение вышестоящим прокурорам, в том числе и в Генеральную прокуратуру Российской Федерации (последнее через региональные таможенные управления и УБТП ГТК России);
в) обеспечить и контролировать систематическое поступление из органов предварительного следствия и прокуроров сведений о результатах рассмотрения материалов и расследования уголовных дел, полученных из таможенных органов. При этом не ограничиваться пассивным учетом постановлений об отказе в возбуждении или о прекращении уголовных дел, представленных в таможенные органы органами предварительного следствия и прокурором в связи с решением вопроса о судьбе изъятых по делу или в процессе проверки ценностей и иных вещественных доказательств, а принимать активные меры к своевременному получению от следователя и прокурора полных данных о результатах предварительного следствия по каждому уголовному делу и рассмотренному материалу.
Для этого по истечении двадцати дней после направления в органы предварительного следствия или прокурору таких материалов и двух месяцев после передачи последним уголовного дела направлять им соответствующие запросы о результатах предварительного следствия или рассмотрения материалов. В случае отказа в предоставлении таких сведений, истребовать их через вышестоящих прокуроров или органы предварительного следствия или вышестоящих прокуроров. (В Генеральную прокуратуру Российской Федерации и в Следственный Комитет МВД России по таким вопросам обращаться через региональные таможенные управления и УБТП ГТК России);
г) неукоснительно исполнять требования Методического письма УБК ГТК России от 23.11.92 N 01-13/7418 "О временном порядке учета в таможенных органах Российской Федерации материалов и уголовных дел о контрабанде и представлении по ним отчетности" и указания УБТП ГТК России от 19.01.96 N УБТП/106 "О направлении образцов форм отчетности", в том числе и в той их части, которая устанавливает обязанности своевременного представления таможенными органами в вышестоящие таможенные органы (в УБТП ГТК России и в копиях в региональные таможенные управления) спецсообщений о результатах расследования уголовных дел и рассмотрения материалов, полученных органами предварительного следствия или прокурорами от таможенных органов, а также отражения этих сведений в приложениях к формам N 1 и N 2 "Отчетов о работе подразделений дознания таможенного органа".
Аналогичным образом направлять в вышестоящие таможенные органы (в УБТП ГТК России и в копиях в региональные таможенные управления (таможни центрального подчинения только в УБТП) спецсообщения о результатах рассмотрения судами уголовных дел, как оконченных расследованием самими таможенными органами с составлением обвинительного заключения (о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 162-6 УК РСФСР), так и тех, которые были переданы по подследственности из таможенных органов в органы предварительного следствия и окончены с составлением обвинительного заключения последними.
Региональным таможенным управлениям (Северо-Кавказской оперативной таможне) при осуществлении проверок работы отделов дознания подведомственных таможен в обязательном порядке проверять исполнение вышеуказанных требований;
д) не реже одного раза в год, используя, в том числе, и данные о результатах расследования уголовных дел, возбужденных таможенными органами или постановлений прокуроров об отмене постановлений таможенных органов об отказе в возбуждении уголовных дел, производить анализ законности и обоснованности решений таможенных органов о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел, а также полноты и качества дознания.
Результаты таких анализов представлять региональным таможенным управлениям и в УБТП для обобщений и подготовки соответствующих предложений.
По результатам работы подразделений дознания за 1996 г. такой анализ провести в феврале 1997 г. с представлением таможнями его результатов в УБТП ГТК России и в копиях региональным таможенным управлениям к 1.03.97 г., а региональным таможенным управлениям представить обобщенные данные по регионам в УБТП ГТК России к 20.03.97.
Ознакомить с настоящим письмом заместителей начальников региональных таможенных управлений и таможен, начальников и личный состав подразделений дознания РТУ и таможен.
Начальник УБТП ГТК России М.В.Ванин
Текст документа сверен по:
официальная рассылка