Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/22/1200045674.htm


Энергонадзор, N 2, 2006 год
П.И.Синицын
начальник отдела по газовому надзору
Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора
по Санкт-Петербургу



ПРОВЕДЕНИЕ ПУСКОНАЛАДОЧНЫХ РАБОТ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ЗАПУСКУ В ПОСТОЯННУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ СИСТЕМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
И ГАЗОПОТРЕБЛЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

         
    
    Как известно, ныне существующий Ростехнадзор Российской Федерации был образован в связи с Постановлением Правительства РФ N 401 от 30 июля 2004 года и объединил структуры Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, а также государственных экологического и атомного надзора. В апреле нынешнего года в целях повышения эффективности взаимодействия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах вышел приказ N 359 Ростехнадзора РФ, на основании которого были созданы межрегиональные территориальные управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора РФ в федеральных округах. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 347 от 18 апреля 2006 г. положил начало формированию межрегионального территориального управления по технологическому и экологическому надзору по Северо-Западному федеральному округу.
    
    Вышеуказанный межрегиональный орган будет создан на базе Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Санкт-Петербургу и станет непосредственно осуществлять надзорную деятельность по Петербургу и Ленинградской области. Управление Ростехнадзора по Ленинградской области в данный момент находится в стадии реорганизации и перераспределения полномочий. Кроме того, компетенция вновь организованного межрегионального управления распространится на территории десяти субъектов федерации, местные органы надзора которых будут в подчинении межрегионального управления через руководителей территориальных управлений.
    
    Одним из основных вопросов, волнующих сегодня специалистов энергетических служб, несомненно, является регистрация проектов, регламентация приемки к ПНР оборудования газораспределения и газопотребления. Эти мероприятия должны выполняться с неукоснительным соблюдением Правил 12-529-03 ("Правила систем газораспределения и газопотребления"), согласно Федеральному закону N 116-ФЗ.
    
    Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на некоторые нюансы проведения технической экспертизы зданий и сооружений с точки зрения промышленной безопасности. Сегодня в Санкт-Петербурге, помимо строительства новых котельных, ведутся широкомасштабные работы по реконструкции существующих объектов теплоснабжения. Все большее распространение получают так называемые крышные котельные. При установке на крышах зданий и сооружений теплотехнического оборудования, которое попадает под категорию опасного производственного объекта, необходима как диагностика элементов зданий и сооружений, испытывающих нагрузку, так и экспертиза самого здания и сооружения в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ от 21.07.1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". К сожалению, порядка 70% экспертных документов, поступающих на рассмотрение в Управление Ростехнадзора по СПб, не имеют вышеуказанных разделов, и специалисты Управления, со своей стороны, вынуждены отправлять документацию на доработку.
    
    Порядок прохождения документов по линии газового надзора остался прежним. В соответствии с "Правилами систем газораспределения и газопотребления" (Правила 12-529-03) утвержденная и согласованная заказчиком документация (включая экспертизу) до начала работ на объекте поступает в отдел газового надзора и дальнейшего утверждения в течение 15 дней. Документы изучаются сотрудниками отделов, получают порядковый номер и сопровождаются официальным письмом, сообщающим об их утверждении. По окончании утверждения проекта и экспертизы представители заказчика, со своей стороны, также официальным письмом извещают отдел газового надзора о начале работы на объекте и могут приступать к монтажу оборудования.
    

    Далее, что касается реализации пусконаладочных работ, то здесь необходима четко структурированная программа проведения ПНР. Она в обязательном порядке проходит согласование с заказчиком и исполнителем работ по тому разделу наладки, который указан в договоре. В программе должны быть указаны перечень, структура и технологическая последовательность выполнения работ по пусконаладке оборудования. Обязательным приложением к программе является график работ, указывается срок проведения ПНР в соответствии с программой и графиком. Все вышеперечисленное находится в соответствии с целым рядом нормативных документов.
    
    По окончании монтажа представители заказчика в адрес отдела по газовому надзору Управления направляют официальные запросы, и уже на основании зарегистрированных в отделе заявок инспектора газового надзора выезжают на объект для осуществления работ по приемке оборудования к ПНР. Стоит отметить целесообразность предварительного ознакомления инспекторов с документацией заказчика, после чего рабочая комиссия приступает к приемке ПНР.
         
    

    
    
    На основе анализа, проведенного сотрудниками Управления, можно сделать вывод, что едва ли не 50% городских котельных находятся в процессе пусконаладки сверхсрочно и не сданы в постоянную эксплуатацию. Причины различны, однако среди них фигурируют и финансовые, не имеющие никакого отношения к требованиям промышленной безопасности (см. Федеральный закон N 116 Ф-З). В соответствии со СНиПом 42-01-2002 "Газораспределительные системы" объект в течение указанного в документах срока должен быть принят в постоянную эксплуатацию. Существует юридически обоснованное мнение, что котельные, находящиеся в процессе ПНР, необходимо останавливать, и уже ведется работа по данному вопросу. Не стоит оставлять без внимания и тот факт, что в данном случае происходит сверхнормируемый расход газа, недопустимый в рамках политики энергосбережения, проводимой сегодня органами исполнительной власти.
    
    Как известно, объект после проведения ПНР эксплуатируется лицензируемой организацией либо собственной газовой службой заказчика. К сожалению, нередки случаи, когда организация, занимающаяся проведением ПНР, прекращает свою деятельность на объекте, а служба заказчика, начиная эксплуатацию оборудования, не имеет ни соответствующих специалистов, ни даже лицензий. Данный факт недопустим.
    
    После того как, в соответствии со СНиПом 42-01-2002 ("Газораспределительные системы") и Правилами 12-529-03 ("Правила систем газораспределения и газопотребления"), пусконаладочные работы завершены, госкомиссия ведет приемку объекта в постоянную эксплуатацию.
    

    При этом заказчик должен иметь лицензию на эксплуатацию опасного промышленного объекта как владелец оборудования (см. закон N 116-ФЗ) независимо от того, как будет осуществляться эксплуатация - по договору или собственной службой. Не станем отрицать, что практически на каждую котельную в Санкт-Петербурге сегодня приходится две лицензии. Однако закон обязывает. Ведь в любой момент заказчик может расторгнуть договор с эксплуатирующей организацией, и объект юридически остается "бесхозным". Имея же на руках соответствующую лицензию, заказчик несет ответственность в полной мере за функционирующий энергообъект.
    
    Таким образом, можно считать, что все наиболее острые моменты, касающиеся приемки-сдачи к ПНР и запуска котельного оборудования в постоянную эксплуатацию, нами освещены. За дополнительной информацией специалисты энергетических служб могут обращаться в отделы Управления Ростехнадзора по Санкт-Петербургу.
    
    Отдел по газовому надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Санкт-Петербургу.
    
    Санкт-Петербург, ул.Моховая, 3 (комн.26-30)
    
    Приемные дни: понедельник с 14.00 до 17.00
    
    Тел.: (812) 272-67-00, 272-98-60
    
    Положение о Межрегиональном территориальном управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Северо-Западному Федеральному округу опубликовано на стр.