Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/22/1200045712.htm


Технологии безопасности и инженерные системы, N 3(9), 2006 год
    


    ГОСДУМА ВЕРНУЛАСЬ К ЗАКОНУ О ДОЛЬЩИКАХ

 

Комментарии к принятым поправкам

    
    В конце прошлой недели Госдума приняла во втором чтении поправки к печально известному закону N 214-ФЗ, вызвавшему в 2005 году крайне негативную реакцию среди застройщиков. На днях "Союзпетрострой" получил от разработчиков закона - Фонда "Институт экономики города" - полную обновленную версию его текста, с включением принятых поправок.
    
    Новый текст 214-го закона комментирует вице-президент "Союзпетростроя" Лев Моисеевич Каплан.
    
    На фоне громких скандалов с обманутыми дольщиками, которые прокатились по стране, на фоне непрекращающихся митингов разработчикам закона надо было иметь большое мужество, чтобы возвратиться к этому закону и внести в него необходимые поправки. Я считаю, что, по сравнению с прежней редакцией закона, сделан большой шаг вперед, навстречу интересам застройщиков. Напомню, что еще в марте 2005 года застройщиками были сформулированы пять основных поправок к закону N 214-ФЗ:
    
    - исключить возможность одностороннего, внесудебного отказа дольщика от договора участия в долевом строительстве, оставив эту возможность только в судебном порядке;
    
    - исключить принуждение застройщика раскрывать конфиденциальную финансовую информацию, составляющую предмет коммерческой тайны;
    
    - уравновесить штрафные санкции дольщиков и застройщиков за неисполнение их обязательств;
    
    - устранить взимание налога на добавленную стоимость по договору долевого участия;
    
    - уточнить понятие "целевое использование средств дольщиков", распространив его не на конкретный жилой дом, а на объекты, строящиеся по данной схеме инвестирования застройщиком.
    
    Эти поправки неоднократно озвучивались на федеральном уровне: международных бизнес-форумах в Москве, в ходе переговоров с Фондом "Институт экономики города" и лично его директором Надеждой Борисовной Косаревой, ряде деловых встреч. И теперь мы видим, что большая часть поправок принята во внимание. Итак, сравним наши требования и текст закона.
    
    Требование первое - исключить возможность одностороннего, внесудебного отказа дольщика от договора участия в долевом строительстве, оставив эту возможность только в судебном порядке. Согласно тексту закона, дольщики теперь могут изымать свои деньги только в исключительных случаях, при самых грубых нарушениях условий договора. Кроме того, аналогичное право имеется и у застройщиков - если дольщик не выполняет обязательств, например серьезно опаздывает с платежами, застройщик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора.
    
    Требование второе - исключить принуждение застройщика раскрывать конфиденциальную финансовую информацию, составляющую предмет коммерческой тайны. В новой редакции закона сказано, что застройщик может не публиковать в СМИ и сети Интернет свою проектную декларацию, если ранее не осуществлял рекламные акции по своему проекту. Может не раскрывать информацию коммерческого характера. Единственное, что он должен сделать, - дать в контролирующий орган сведения об учредителях, которые обладают свыше 5% голосов, сведения о том, какие проекты с долевым участием застройщик осуществлял за последние 3 года, сведения о финансовом результате по текущему году.
    

    Требование третье - уравновесить штрафные санкции дольщиков и застройщиков за неисполнение их обязательств. Теперь штрафные санкции в законе более или менее сбалансированы. В случае нарушения срока внесения платежа дольщик уплачивает застройщику неустойку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ (от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки). С другой стороны, и застройщик, в случае нарушения срока передачи объекта долевого строительства уплачивает неустойку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования (от цены договора за каждый день просрочки). Если участником долевого строительства является гражданин, то неустойка выплачивается застройщиком в двойном размере.
    
    Требование четвертое - устранить взимание налога на добавленную стоимость по договору долевого участия - не является предметом рассмотрения закона N 214-ФЗ и регулируется другими нормативами, в частности Налоговым кодексом.
    
    Требование пятое - уточнить понятие "целевое использование средств дольщиков", распространив его не на конкретный жилой дом, а на объекты, строящиеся по данной схеме инвестирования застройщиком. В законе, ст.18, сказано: "Застройщик использует денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, исключительно для строительства (создания) им многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с проектной документацией". По разъяснению разработчиков закона (Фонд "Институт экономики города"), целевое использование средств дольщиков распространяется на все объекты, которые данный застройщик строит с привлечением схемы долевого участия.
    
    
    Пресс-служба "Союзпетростроя", 15 июня 2006 года