Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/22/1200046634.htm

     

Красная линия, N 12/13, 2006
Рубрика: Экономика строительства
Т.Клименко
    
    

   ГОСЗАКАЗ ПО-НОВОМУ

    
    
    С 1 января 2006 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", процедура размещения государственного заказа и порядок его получения претерпели значительные изменения.
    
    Принципиальная особенность нового закона заключается в том, что он четко ориентирует государственные органы власти на тендерный способ осуществления закупок, причем только по нормам федерального законодательства. Так, говоря о системе законодательства в области размещения заказов, данный закон устанавливает, что "законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов". Правом нормотворчества в сфере размещения заказов наделено правительство РФ и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. Таким образом, органы государственной власти субъектов федерации со вступлением в силу данного закона практически лишаются права самостоятельного правового регулирования отношений, связанных с размещением заказа для государственных и муниципальных нужд.
         
    

    

    Но на практике региональные власти пока не утратили возможности для нормотворчества. Министерство экономического развития и торговли до сих пор не выпустило обещанных методических материалов и рекомендаций. Так что, до принятия правительством РФ необходимых нормативных правовых актов, их устанавливают сами регионы с учетом положений федерального закона о госзаказе.
    
    Федеральные нововведения
    
    Как отмечают большинство экспертов, главное нововведение закона - усиление конкурсного начала и ограничение практики размещения городского заказа у единственного источника, кроме случаев, отдельно оговоренных гражданским кодексом. В большей степени это касается государственных предприятий - если услуги оказывают "подведомственные органам исполнительной власти государственные учреждения", то такая фирма может быть признана единственным поставщиком. Зато монополисты по новому закону частично лишены привилегий. Теперь правом выступать единственным источником при размещении государственного заказа будут обладать только естественные монополии - энергоснабжающие организации, железнодорожный транспорт, порты, аэропорты и так далее. Но круг подобных поставщиков будет строго ограничен федеральным реестром, в который вносятся все естественные монополисты.
    
    К новшествам также можно отнести такие виды размещения государственного заказа как аукционы и биржевые торги. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются правительством РФ. Этот документ пока еще не принят, но известно, что в проекте вся строительная деятельность отнесена к аукционному виду размещения государственного заказа.
    

    Кроме того, федеральный закон сокращает перечень требований к квалификации участников конкурсов - их будут оценивать лишь по финансовым достижениям. Исключение сделано только для оборонного заказа и научно-исследовательских работ. Все остальные могут участвовать без доказательства своей платежеспособности. Можно даже получать городской заказ, имея при этом задолженность по налогам (если этот долг не превышает 25% активов). Причем гарантии исполнения контрактов возложены на городских чиновников - именно государственный заказчик должен будет проверять заявленные сведения.
    
    Абсолютно вся информация (в том числе полный комплект конкурсной документации, протоколы, решения) должна будет бесплатно размещаться в свободном доступе в сети Интернет. Но за получение материалов в печатном виде заказчик может попросить заплатить - размер платы не должен превышать расходов на изготовление копии. На официальном сайте будет опубликован реестр недобросовестных участников конкурсных процедур, который будет определять правительство РФ. В него планируется вносить сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного контракта, а также о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты в связи с существенными нарушениями. Храниться эти сведения будут два месяца.
    
    Еще одно нововведение касается стоимости работ - согласно федеральному закону, в краткосрочный контракт вносится фиксированная, не подлежащая индексации цена. Стоимость же долгосрочных контрактов запрещено увеличивать более чем на 5%.
    
    Кто есть кто
    
    Существенной корректировке подверглось положение, касающееся распределения полномочий между участниками конкурсов, функции заказчика будут разделены на размещение заказа и контроль над его исполнением. Согласно постановлению правительства Санкт-Петербурга N 1829 "О мерах по совершенствованию системы государственного заказа Санкт-Петербурга" от 30 ноября 2005 года, уполномоченным органом по размещению государственного заказа отныне является Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ). Вместо межведомственных комиссий проводить конкурсы на сумму свыше 15 млн. рублей будут шесть комиссий КЭРППТ, которые возглавляют профильные вице-губернаторы. При этом комитеты-заказчики практически не представлены в рабочих группах, подводящих итоги конкурса.
    
    Между тем комитеты могут самостоятельно проводить конкурсы и аукционы на сумму до 15 млн. рублей, а также закупки у единственного источника. Без контракта они могут закупать на сумму до 60 тысяч рублей (именно такой порог максимального платежа наличными установил Центробанк). Способом запроса котировок можно будет размещать заказ лимитом до 250 тысяч рублей, на товарных биржах - от 5 до 15 млн. рублей.
    

    Вторая функция - осуществление контроля в сфере размещения государственного заказа Санкт-Петербурга - с 1 января 2006 года возложена на Комитет финансового контроля (КФК). Все жалобы на действия (или бездействие) государственных заказчиков при проведении процедур размещения государственного заказа предлагается направлять именно туда. Кроме того, данное постановление существенно расширило полномочия КФК, который теперь может самостоятельно обращаться в суд, если обнаружит нарушения в ходе конкурса.
    
    Выступая гарантом исполнения государственных контрактов, Смольный готовит еще одно постановление, которое обяжет участников конкурса страховать риски - например, в виде банковских кредитов или залога. По подсчетам авторов законопроекта, страховка увеличит сумму контракта не более чем на 1,5%.
    
    Первые месяцы 2006 года в Петербурге будут параллельно существовать две схемы городского заказа. Контракты, заключенные в 2005 году, будут действовать по старым правилам.
    
    Петербургские реалии
    
    Определен и порядок получения городского заказа для строителей. После объявления о конкурсе претенденты бесплатно получают в отделе размещения государственного заказа Комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга разработанную комитетом конкурсную документацию, которая содержит все необходимые для заполнения формы и описание всех требований, предъявляемых к участникам конкурса. Далее претендент в установленные объявлением сроки сдает необходимый пакет документов. В назначенное время комиссия уполномоченного органа в присутствии претендентов вскрывает конверты, фиксируется цена, наличие необходимых документов. В течение 1-2 недель создается рабочая группа из представителей заказчика - уполномоченного органа, которая оценивает все поступившие материалы. И, максимум, через две недели та же комиссия, но уже без участия претендентов, принимает решение об определении победителя.
    
    По заверениям заместителя председателя Комитета по строительству А.Глебова, всю техническую документацию в объеме, необходимом для начала строительства, готовит заказчик.