Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/22/1200046756.htm

    
    НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Кушнир Л.Г. (президент АСИ "РО стройизыскания")


    "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" - 42 статья Конституции Российской Федерации.
    
    Совершенно очевидно, что благоприятная среда обитания людей, это, прежде всего, безопасная среда, где важнейшее значение имеют механическая и экологическая безопасности.
    
    Инженерным изысканиям в обеспечении указанных видов безопасности принадлежит ведущая роль, так как именно комплекс изыскательских работ позволяет изучить природные условия и факторы техногенного воздействия при строительном освоении территорий, дать прогноз изменения указанных условий и факторов, учесть влияние строительных мероприятий на состояние природной среды, обеспечивая исходными данными принятие надежных проектных решений по возведению строительных объектов и сооружений инженерной защиты от опасных процессов природного и техногенного характера.
    
    Надежность возведенных зданий и сооружений зависит от качества инженерных изысканий, которая до настоящего времени определялась выполнением требований соответствующих нормативных документов.
    
    Созданная в советский период система нормативных документов для строительства, в том числе и в области инженерных изысканий, основывались на результатах глубоких научных исследований, имела серьезное научно-методическое обеспечение и производственно-опытную базу, успешно реализовывалась в рамках тотального государственного контроля, как заказчиков, так и исполнителей изыскательских работ.
    
    Переход экономики Российской Федерации на рыночные отношения обнаружил ряд правовых и содержательных недостатков действующих в настоящее время СНиПов и ГОСТов применительно к инженерным изысканиям.
    
    Во-первых, СНиПы оказались юридически неполноценными нормативными документами обязательного применения. Минюст отнес их к разряду ведомственных документов Госстроя России.
    
    Во-вторых, из определения области применения СНиПов следует, что они обязательны для исполнителей инженерных изысканий, а обязательность их для заказчиков осталась неопределенной, что неминуемо сказалось на резком снижении стоимости изыскательских работ в составе капитальных вложений и естественно снижении качества инженерных изысканий. Положение усугубляется неопределенностью с ответственностью за будущую безопасность строительных объектов тех инвесторов, которые строят здания и сооружения на продажу и не всегда обоснованно минимизируют свои издержки.
    
    В-третьих, в СНиПах слабо отражены требования к инженерным изысканиям на стадиях создания градостроительных документов, в то время как результаты изыскательских работ на этих стадиях решающим образом влияют на безопасность градостроительных объектов и территорий.
    
    В-четвертых, СНиПы недостаточно учитывают специфику и особенности инженерных изысканий для строительства промышленных объектов различного назначения.
    
    Принятием в 2002 г. Федерального закона "О техническом регулировании" была осуществлена попытка встроить строительную деятельность в правовое поле. Однако до реализации основных положений закона возник в области инженерных изысканий правовой вакуум, который также способствует резкому снижению качества изыскательских работ.
    
    Отношения между заказчиками и исполнителями инженерных изысканий осложнились. При проведении конкурсов на получение заказов заказчиком, как правило, учитывается только фактор цены, при котором в большинстве случаев преимущество получают неквалифицированные предприятия, преступно сокращающие необходимые объемы, а с ними и качество изыскательских работ.
    
    Отдельные общие требования к изыскательской деятельности, как и к другим видам деятельности, установлены гражданским законодательством, законами о лицензировании, трудовым законодательством, налоговым законодательством и рядом других федеральных законов. Но они не определяют специфические организационно-правовые и технические требования к инженерным изысканиям. Также общие требования в основном изложены в СНиП 11-02-96 и соответствующих сводах правил, лишенных в настоящее время юридической легитимности.
    
    Революционным шагом в нормативно-правовом обеспечении инженерных изысканий явилось принятие в декабре 2004 г. Градостроительного кодекса Российской Федерации.
    
    В кодексе впервые в законодательном акте дано определение инженерных изысканий, определены их основные цели и задачи, полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка выполнения инженерных изысканий, принято положение о недопустимости подготовки и реализации проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
    
    В соответствии с Градостроительным кодексом и дополнениями и изменениями к нему значительно расширена сфера деятельности по инженерным изысканиям - теперь они являются составной частью не строительной, а градостроительной деятельности и обязательны при подготовке любых градостроительных документов. Главными исходными данными при выполнении инженерных изысканий определены сведения о законодательно оформленном земельном участке или полосе отвода и об изученности природных и техногенных условий территории, осуществляемой государственным фондом материалов и данных инженерных изысканий, в том числе с учетом потребности информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
    
    Принятое 19 января 2006 г. в развитие Градостроительного кодекса Постановление Правительства Российской Федерации N 20 утвердило перечень видов инженерных изысканий и Положение об их выполнении, устанавливающее порядок выполнения изыскательских работ, а также определило полномочия Минрегиона России по принятию ряда организационно-нормативных актов, позволяющих завершить упорядочение организационно-правовых требований к инженерным изысканиям.
    
    Одним из основных положений Постановления Правительства РФ N 20 является предоставление возможности субъектам Российской Федерации разрабатывать и утверждать по согласованию с Минрегионом России порядок выполнения инженерных изысканий на территории соответствующих субъектов Федерации, что делает территориальные (региональные) нормы юридически легитимными.
    
    В соответствии с установленными полномочиями Минрегиону России предстоит утвердить организационно-нормативные документы по следующим направлениям:
    
     Изменения и дополнения в перечне видов инженерных изысканий.
    
     Содержание работ, входящих в состав основных и специальных видов инженерных изысканий с их основными характеристиками.
    
     Основные требования к разработке региональных положений о порядке выполнения инженерных изысканий.
    
     Состав обязательных требований действующих СНиПов и ГОСТов (до принятия технических регламентов).
    
     Состав технического задания на инженерные изыскания, программы их выполнения, договора между Заказчиком и Исполнителем изыскательских работ.
    
     Особенности проведения конкурсов на получение заказов на выполнение инженерных изысканий.
    
     Состав отчетных материалов и результатов инженерных изысканий.
    
    Согласно части 6 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ, Правительство в увязке с Положением об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, должно установить Порядок формирования и ведения Государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий.
    
    АСИ "РО стройизыскания" приняло активное участие в подготовке второй редакции Градостроительного кодекса, Постановления Правительства РФ N 20 и завершает подготовку проекта Положения о Государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий и приступило к разработке документов, входящих в положения Минрегиона России.
    
    Ассоциация также приступила к разработке специального технического регламента "О требованиях к инженерным изысканиям по обеспечению безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий".
    
    Особая роль в повышении качества и достоверности результатов инженерных изысканий, а следовательно безопасности возводимых объектов и территорий, отводится Государственному фонду материалов инженерных изысканий, формирование и ведение которого должно обеспечиваться на уровне федеральной целевой программы.
    
    Расчеты показывают, что затраты на изученность природных и техногенных условий территории с ведением общих и локальных мониторингов опасных процессов быстро возвратятся в соответствующие бюджеты через стоимость земельных участков, обеспеченных материалами инженерных изысканий.
    
    Положение о Фонде значительно продвигает вопрос об интеллектуальной собственности в инженерных изысканиях, который также требует соответствующего правового обоснования.
    
    Впереди разработка нормативных документов о саморегулируемой организации, сертификации и страховании, призванных заменить лицензирование деятельности по инженерным изысканиям.

    

Текст документа сверен по:
/Материалы Всероссийского конгресса
"Роль инженерных изысканий в обеспечении
безопасности зданий, сооружений и территорий."
- М.: ТИССО-Полиграф, 2006.