Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/22/854910606.htm

    
    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ N 4

ДОСТАВКА ЛЕГКОБЕТОННОЙ СМЕСИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО МОНОЛИТНОГО ЖИЛОГО ДОМА


    1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    1.1. Технологический регламент разработан на доставку бетонной смеси на строительство монолитного жилого дома.
    
    1.2. При разработке технологического регламента в качестве примера принята доставка бетонной смеси для бетонирования стен типового этажа 16-этажного экспериментального жилого дома (в гор.Вильнюсе), в котором монолитные наружные и внутренние стены запроектированы из керамзитобетона марки 150.
    
    Потребность бетонной смеси в сутки при двухсменной работе на строительстве дома составляет 80 м.
    
    1.3. Рассмотрены два варианта доставки бетонной смеси: в автобетоносмесителях и автобетоновозах.
    
    1.4. Доставку бетонной смеси предусмотрено вести в две смены.
    
    1.5. При привязке технологического регламента к конкретному объекту и условиям строительства необходимо уточнить схему движения транспорта, объемы бетонных работ и способы укладки бетонной смеси на объекте.
    
    

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    

    2.1. При доставке бетонной смеси на объект должны быть сохранены следующие ее качества:
    
    требуемая подвижность при укладке в конструкции стен;
    
    однородность и постоянство состава;
    
    заданная температура.
    
    Для этого необходимо правильно выбрать транспортные средства и соблюдать условия доставки бетонной смеси. Качество бетонной смеси также зависит от дальности перевозки и состояния дорог.
    
    Указанным требованиям при перевозке бетонной смеси отвечают современные специализированные средства транспорта - автобетоносмесители и автобетоновозы, технические характеристики которых приведены в табл.4.1 и 4.2.
    
    

Таблица 4.1

Техническая характеристика автобетоносмесителей

Наименование показателей

СБ-96Б

СБ-92-1-1A

СБ-159

СБ-127

СБ-130

АМ-5ЕН

АМ-6

42184-03

АМ-9НА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вместимость смесительного барабана по готовому замесу, м

2,5

4

5

6

8

6

6

7

9

Условия эксплуатации, °С

минус 15-40

минус 15-40

минус 15-40

минус 15-40

минус 15-40

минус 15-40

±40

минус 15-40

минус 15-40

Геометрический объем смесительного барабана, м

6

6,1

8

10

12

10

10

11,6

15

Частота вращения смесительного барабана, мин

до 14

до 14

до 20

до 16

до 16

до 20

до 20

до 12

до 12

Привод барабана

механический

гидравлический

Вместимость бака для воды, л

650

650

850

850

850

400

400

1750

400

Высота загрузки материала, мм

3240

3350

3520

3480

3800

3675

3675

3500

3800

Мощность привода смесительного барабана, кВт

40

37

38

38

70

50

50

75

90

Базовый автомобиль

МАЗ-503

КамАЗ-5511

КамАЗ-5412

КрАЗ-250

Седель- ный тягач

КрАЗ-258

Габаритные размеры, мм:













    длина

6630

7280

7380

7380

11200

9930

9930

2630

11870

    ширина

2630

2500

2500

2500

2500

2500

2500

3500

2630

    высота

3420

3350

3520

3480

3650

3640

3540



3800

Масса технологического оборудования, т

9,1

10,1

13

14

14,9

12,2

12,6

14

19

    
    
Таблица 4.2

Техническая характеристика автобетоновозов

Наименование показателей

СБ-113

СБ-113М

СБ-124

CБ-128

А3-32

АБ-2

1

2

3

4

5

6

7

Модель шасси

ЗиЛ-130Д

МАЗ-504Г

КамАЗ-36505

КрАЗ-6505

МA3-503A

MA3-503A

Вместимость кузова, м

1,6

3

4

6

3,2

3,2

Объем кузова, м

2,8

4,3

7,3

9,4

5

5

Грузоподъемность, т

3,8

6,6

8,5

14

7,7

8

Высота, мм:













    загрузки

2600

2675

2880

3200

2700

2700

    выгрузки

1600

1600

1200

1200

1250

1250

Наклон кузова, град.:













    донной части

100

100

90

90

80

85

    разгрузочной

60

60

60

60

55

55

Габаритные размеры в транспортном положении, мм:













    длина

5730

5850

6790

7985

6450

5780

    ширина

2500

2600

2880

2500

2500

2600

    высота

2675

2640

2880

3200

2755

2930

Масса автомашины, т

5,2

7,6

10,5

11,5

7,8

8,2

То же, в загруженном состоянии

9,3

14,2

19,1

23,5

15,7

16,2

    
    
    2.2. Максимальные расстояния доставки бетонной смеси в автобетоносмесителях от бетоносмесительной установки до объекта зависят от начала схватывания цемента в бетонной смеси, скорости ее транспортирования, продолжительности загрузки и выгрузки, а также времени транспортирования и определяются по формуле:
    

,

    
где - максимальное расстояние от завода до объекта, км;
    
     - начало схватывания цемента, мин;
    
     - продолжительность загрузки и выгрузки бетонной смеси из транспортных средств, мин;
    
     - продолжительность транспортирования, мин;
    
     - продолжительность укладки бетонной смеси в конструкцию, мин;
    
     - скорость транспортирования, км/ч.
    
    2.3. Максимально допустимые расстояния транспортирования смесей в автобетоносмесителях приведены в табл.4.3.
    
    

Таблица 4.3

Вид дорожного покрытия, скорость транспортирования

Вид транспортируемой смеси, подвижностью, см

Расстояние при режимах транспортирования, км



А

Б

В

Жесткое
    
     =30 км/ч

Готовая









1-3

60

80

100



4-6

50

60

80



7-8

40

50

60



10-12

30

40

50



Частично приготовленная









1-3

80

100

130



4-6

70

80

110


7-9

60

70

90



10-12

40

60

75



Сухая

не ограничено

транспортирование не рекомендуется



Смесь естественной влажности заполнителей до 5%

150

То же



6-10%

100

"

    
    Примечания: Данная таблица приведена для температуры окружающего воздуха 20-30°.
    
    Расход воды рассчитывают на указанную в таблице подвижность (проектную); первоначально вводят 45-55% этого количества.
    
    
    При температуре окружающего воздуха выше 30 °С время транспортирования, приведенное в табл.4.3, уменьшается на 10%, при температуре окружающего воздуха от 20 °С до минус 3 °С - увеличивается на 10%.
    
    

    3. ДОСТАВКА БЕТОННОЙ СМЕСИ В АВТОБЕТОНОСМЕСИТЕЛЯХ
    

    3.1. В зависимости от вида загружаемой смеси возможна работа автобетоносмесителя в трех режимах.
    
    А. Включение смесительного барабана в пути следования или на строительной площадке за 10-20 мин до разгрузки. Этот режим применяют при загрузке автобетоносмесителя сухой или частично затворенной смесью и последующим приготовлением бетонной смеси с заданной подвижностью при больших расстояниях перевозок (время в пути более 1 ч).
    
    Б. Включение смесительного барабана непосредственно после его загрузки. Этот режим применяют при приготовлении бетонной смеси сразу же после загрузки автобетоносмесителя сухой или затворенной смесью (продолжительность перевозки до 1 ч).
    
    Эти режимы работы автобетоносмесителя применяют при расчлененной технологии ее приготовления.
    
    В. Периодическое включение и выключение барабана в процессе транспортирования бетонной смеси на строительную площадку. При этом режиме за счет периодического побуждения бетонная смесь не теряет подвижности в период перевозки и сохраняет однородность.
    
    Режим В используют при доставке на объект готовой смеси при применении законченной технологии ее приготовления.
    
    3.2. При расчлененной технологии в барабан автобетоносмесителя загружают отдозированные составляющие сухой или частично затворенной смеси.
    
    Сухую бетонную смесь загружают в смесительный барабан автобетоносмесителя и за 20-30 мин до выгрузки затворяют водой при вращающемся барабане. Бетонную смесь в барабане после ее затворения водой перемешивают в течение 15-20 мин при частоте вращения барабана автобетоносмесителя 6-12 мин.
    
    При загрузке в барабан автобетоносмесителя частично затворенной (смоченной) смеси вводят 60-75% требуемого количества воды, остальные - за 10-20 мин до окончания выгрузки автобетоносмесителя. Продолжительность перемешивания смеси при окончательном ее приготовлении 8-10 мин при частоте вращения барабана автобетоносмесителя 10-18 мин. Приготовление бетонной смеси в барабане автобстоносесителя при расчлененной технологии осуществляют в режиме А и Б.
    
    3.3. При законченной технологии конечная продукция - готовая бетонная смесь. Согласно "Руководству по производству монолитных железобетонных работ с применением смесей на пористых заполнителях" (М., 1978) загружать барабан автобетоносмесителя бетонной смесью на заводе необходимо в течение 2,5-3 мин; затем в течение 15-20 мин производят предварительное перемешивание бетонной смеси перед транспортировкой и периодическое перемешивание в течение 5-10 мин в пути следования.
    
    Продолжительность транспортирования в автобетоносмесителях готовой легкобетонной смеси в зависимости от ее начальной подвижности и температуры окружающего воздуха должна быть при использовании водонасыщенных заполнителей не более 45-60 мин, а сухих 30-40 мин. Выгрузку бетонной смеси на объекте надо производить в течение 4-7 мин.
    
    Следовательно, при начале схватывания цемента в бетоне через 180 мин после приготовления смеси и скорости автобетоносмесителя в пути следования 30 км/ч максимально допустимые расстояния транспортирования готовой бетонной смеси от бетонного завода до объекта составят по формуле:
    

км.

    
    
    4. ДОСТАВКА БЕТОННОЙ СМЕСИ В АВТОБЕТОНОВОЗАХ
    

    4.1. При доставке бетонной смеси в автобетоновозах от бетоносмесительной установки до объекта ее выгружают в бункер-перегружатель, который используют на объекте для окончательного приготовления частично затворенных смесей и для перемешивания готовых смесей при подаче их к месту укладки с помощью бадьи или бетононасоса.
    
    Технология приготовления и перемешивания бетонной смеси в смесителе-перегружателе барабанного типа (рис.4.1) аналогична технологии приготовления и перемешивания смеси в автобетоносмесителе.
    

    


Рис.4.1. Смеситель-перегружатель барабанного типа:

1 - шнек; 2 - приемный бункер; 3 - входное отверстие; 4 - смесительный барабан; 5 - система подачи воды; 6 - бак для воды; 7 - пульт управления; 8 - механизм вращения; 9 - раздаточное отверстие; 10 - гидрооборудование; 11 - привод механизмов


    4.2. При использовании смесителя-перегружателя конвейерного типа (рис.4.2) продолжительность перемешивания смеси после введения оставшейся воды затворения - 8-10 мин при частоте вращения винтовых конвейеров 30-40 мин.
    

    


Рис.4.2. Смеситель-перегружатель конвейерного типа:

1 - приемный бункер; 2 - корытообразная емкость; 3 - бункер бетононасоса; 4 - шнек бетононасоса; 5 - опора; 6 - ходовая часть (прицеп); 7 - шнек перегружателя


    4.3. Принцип работы перегружателя со смесительным барабаном следующий. Доставляемую автобетоновозом бетонную смесь разгружают в приемный бункер и с помощью установленного в нижней части бункера винтового конвейера подают через входное отверстие в смесительный барабан. В смесительном барабане бетонная смесь перемещается к раздаточному отверстию и выгружается в приемное устройство бетоноукладочного оборудования, например, в бункер бетононасоса.
    
    4.4. Перегружатель конвейерного типа перемешивает бетонную смесь с помощью двух винтовых конвейеров, которые и подают ее к разгрузочному лотку.
    
    4.5. При использовании перегружателя в качестве бетоноукладочного оборудования его присоединяют к приемному бункеру насоса, и тогда он может работать не только от автономного привода, но и непосредственно от привода бетононасосной установки.
    
    

    5. РАСЧЕТ ЧИСЛА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ БЕСПЕРЕБОЙНОЙ ДОСТАВКИ БЕТОННОЙ СМЕСИ
    

    5.1. Необходимое число автотранспортных средств для бесперебойной доставки бетонной смеси с бетоносмесительной установки на строительный объект определяют по формуле:
    

,

    
    где - продолжительность загрузки автотранспортных средств, мин;
    
     - время нахождения автотранспортных средств в пути от завода на строительную площадку и обратно, мин;
    
     - время маневрирования автотранспорта, мин;
    
     - время выгрузки бетонной смеси из автотранспортных средств, мин;
    
     интервал доставки бетонной смеси на строительный объект, мин, где:
     - полезный объем барабана автобетоносмесителя или кузова автобетоновоза, м;
    
     - интенсивность бетонирования, м/ч.
    
    5.2. Принимая полезный объем барабана автобетоносмесителя равным 4 м и интенсивность бетонирования 5 м/ч, находим, что интервал доставки бетонной смеси на строительный объект будет равен:
    

мин.

    
    При =5 мин, =60 мин, =15 мин, =10 мин необходимое количество автобетоносмесителей составит:
    

.


    6. ОСОБЕННОСТИ ДОСТАВКИ НА ОБЪЕКТ БЕТОННЫХ СМЕСЕЙ С ДОБАВКАМИ
    

    6.1. При транспортировании бетонных смесей с добавками в автобетоновозах восстановление их свойств достигается путем перемешивания в течение 5-10 мин в смесителях-перегружателях (см. п.5.1). Допустимая продолжительность доставки готовых бетонных смесей зависит от свойств составляющих, типа применяемых химических добавок, вида транспорта и климатических условий. Для ориентировочных расчетов допустимой продолжительности доставки готовых бетонных смесей с основными типами добавок могут быть использованы данные табл.4.4. Во всех случаях продолжительность доставки не должна превышать тех значений, при которых происходит потеря более 25% подвижности транспортируемой смеси.
    
    

Таблица 4.4

Основные химические добавки к бетону

Наименование добавок

Условное сокращенное обозначение добавок

Стандарт или техусловия на добавку

Рекомендуемое количество добавок, % по массе цемента

Ориентировочное снижение расхода цемента, %

1

2

3

4

5

Пластифицирующие





Сульфидно-дрожжевая бражка

СДБ

ОСТ 13-183-83
ТУ 81-04-225-73

0,1-0,25

4-8

Пластификатор адипиновый

ПАЩ-1

ТУ 6-03-26-82

0,1-0,25

-

Пластифицирующе-воздухововлекающие




Мылонафт

М

ГОСТ 13302-77

0,1-0,2

-

Омыленная растворимая смола

ВЛХК

ТУ 81-05-34-73

0,1-0,2

-

Этилсиликонат натрия

ГКЖ-10

ТУ 6-02-696-76

0,1-02

-

Метилсиликонат натрия

ГКЖ-11

ТУ 6-02-696-76

0,1-0,2

4-8

Нейтрализованный черный контакт (натриевый)

НЧК

ТУ 38-101615-76

0,1-02

-

Нейтрализованный черный контакт рафинированный

КЧНР

ТУ 38-3022-74

0,1-0,2

-

Воздухововлекающие





Смола нейтрализованная воздухововлекающая

СНВ

ТУ 81-05-75-69

0,01-0,02

-

Синтетическая поверхностно-активная добавка

СПД

ТУ 38-101253-77

0,01-0,02

2-8

Омыленный древесный пек

ЦНИПС-1

ТУ 81-05-16-71

0,005-0,02

-

Микрогазообразующие





Полигидросилоксан

ГКЖ-94

ТУ 11-154-69

0,05-0,1

2-8

Этилгидридсеквиоксан

ПГЭН

ТУ 6-02-280-76

0,05-0,1

-

Ускорители твердения бетона





Сульфат натрия

СН

ГОСТ 6318-77
ТУ 38-10742-78

0,05-0,1

-

Нитрид натрия

НН

ГОСТ 828-77*Е

0,5-1

2-8

Хлорид кальция

ХК

ГОСТ 450-77*

0,5-1

-

Нитрид кальция

НК

ТУ 6-03-367-79

1-2

-

Нитрит-нитрат-сульфат натрия

HHCH

ТУ 38-10274-74

1-2

2-8

Нитрит-нитрат-хлорид кальция

HH

ТУ 6-18-194-76

1-2

-

Суперпластификаторы





Сульфинированные меламиноформальдегидные смолы

10-0,3
МФАС

ТУ 44-3-505-81
ТУ 6-05-1926-82

0,3-0,9
0,3-0,9

10-20
10-20

Сульфинированные нафталиноформальдегидные смолы

С-3
40-03

ТУ 6-14-625-80
ТУ 384-02-58-82

0,4-1
0,4-0,8

10-20
10-20

Модифицированные лигносульфонаты

ЛТМ
ЛСТМ-2

ТУ 65-08-74-86
ТУ 13-04-600-81
ТУ 38-302111-81

0,5-0,9
0,15-0,3
0,3-0,6

10-15


НИЛ-20
МТС-1

ТУ 400-802-4-80
ТУ 67-542-83

0,4-0,6
0,3-0,6

5-8
5-7

Ингибиторы





Нитрит натрия

НН

ГОСТ 19906-74*
ТУ 38-10274-79

2-2,5

-

Нитрит-нитрат кальция

ННК

ТУ 6-03-704-74

2-2,5

-

Нитрит-нитрат сульфат натрия

ННСН

ТУ 38-10274-74

1-2

2-8


    Примечание. Количество вводимых добавок, снижение расхода цемента и область применения добавок уточняют по "Руководству по применению химических добавок к бетону", М., Стройиздат, 1981 и "Рекомендациям по применению химических добавок в бетон" (М., Стройиздат, 1977).


    6.2. Для восстановления подвижности готовой бетонной смеси с суперпластификаторами может быть повторно введена эта же добавка в количестве 0,2-0,4% по массе цемента в виде 15% водного раствора непосредственно перед разгрузкой автобетоносмесителя. При этом продолжительность перемешивания готовой смеси с вновь введенным раствором суперпластификатора принимается не менее 5 мин. Этот технологический прием позволяет увеличить подвижность бетонной смеси с 8-12 до 16-22 см с одновременным повышением прочности бетона на 10-20%. Пластифицирующий эффект достигается при повторном перемешивании в течение 5-10 мин доставленных в автобетоносмесителе бетонных смесей на предварительно пропитанных растворами пластифицирующих добавок пористых заполнителей.*
________________
    * Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
    
    6.3. При доставке готовых бетонных смесей с воздухововлекающими добавками в результате воздействия динамических нагрузок происходит уменьшение воздухосодержания смесей на 1,5-3%, что необходимо учитывать при назначении этого исходного показателя на заводе товарного бетона.
    
    6.4. При транспортировании бетонных смесей на большие расстояния добавки вводят вместе с частью воды затворения непосредственно перед перегрузкой в бетоноукладочное оборудование. Для удлинения срока схватывания цементного теста в приготовленную жесткую смесь вводят добавки-замедлители схватывания типа НТФ.
    
    Добавки вводят из дозировочного бака автобетоносмесителя или смесителя-перегружателя в процессе перемешивания бетонной смеси. Для равномерного распределения раствора добавки по всему объему доставляемой смеси его подачу из дозировочного бака и вспрыскивание осуществляют с помощью сжатого воздуха, подаваемого, например, от ресивера для подкачки шин автобетоносмесителя. Продолжительность перемешивания бетонной смеси после введения добавки должна быть не менее 10 мин при приготовлении в автобетоносмесителях и смесителях-перегружателях барабанного типа и не менее 5 мин - в смесителях-перегружателях конвейерного типа.
    
    6.5. При транспортировании сухих бетонных смесей добавки вводят вместе с водой затворения в пути следования автобетоносмесителя или непосредственно перед его разгрузкой. При этом первоначально вводят 0,8-0,85 количества воды затворения и перемешивают бетонную смесь в течение 15-20 мин, а затем из дозировочного бака вводят раствор добавки и осуществляют окончательное приготовление смеси путем ее перемешивания в течение 5-7 мин при максимальной скорости вращения барабана автобетоносмесителя.