ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ N 4
ДОСТАВКА ЛЕГКОБЕТОННОЙ СМЕСИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО МОНОЛИТНОГО ЖИЛОГО ДОМА
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Технологический регламент разработан на доставку бетонной смеси на строительство монолитного жилого дома.
1.2. При разработке технологического регламента в качестве примера принята доставка бетонной смеси для бетонирования стен типового этажа 16-этажного экспериментального жилого дома (в гор.Вильнюсе), в котором монолитные наружные и внутренние стены запроектированы из керамзитобетона марки 150.
Потребность бетонной смеси в сутки при двухсменной работе на строительстве дома составляет 80 м.
1.3. Рассмотрены два варианта доставки бетонной смеси: в автобетоносмесителях и автобетоновозах.
1.4. Доставку бетонной смеси предусмотрено вести в две смены.
1.5. При привязке технологического регламента к конкретному объекту и условиям строительства необходимо уточнить схему движения транспорта, объемы бетонных работ и способы укладки бетонной смеси на объекте.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. При доставке бетонной смеси на объект должны быть сохранены следующие ее качества:
требуемая подвижность при укладке в конструкции стен;
однородность и постоянство состава;
заданная температура.
Для этого необходимо правильно выбрать транспортные средства и соблюдать условия доставки бетонной смеси. Качество бетонной смеси также зависит от дальности перевозки и состояния дорог.
Указанным требованиям при перевозке бетонной смеси отвечают современные специализированные средства транспорта - автобетоносмесители и автобетоновозы, технические характеристики которых приведены в табл.4.1 и 4.2.
Таблица 4.1
Техническая характеристика автобетоносмесителей
Наименование показателей |
СБ-96Б |
СБ-92-1-1A |
СБ-159 |
СБ-127 |
СБ-130 |
АМ-5ЕН |
АМ-6 |
42184-03 |
АМ-9НА | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Вместимость смесительного барабана по готовому замесу, м |
2,5 |
4 |
5 |
6 |
8 |
6 |
6 |
7 |
9 | |
Условия эксплуатации, °С |
минус 15-40 |
минус 15-40 |
минус 15-40 |
минус 15-40 |
минус 15-40 |
минус 15-40 |
±40 |
минус 15-40 |
минус 15-40 | |
Геометрический объем смесительного барабана, м |
6 |
6,1 |
8 |
10 |
12 |
10 |
10 |
11,6 |
15 | |
Частота вращения смесительного барабана, мин |
до 14 |
до 14 |
до 20 |
до 16 |
до 16 |
до 20 |
до 20 |
до 12 |
до 12 | |
Привод барабана |
механический |
гидравлический | ||||||||
Вместимость бака для воды, л |
650 |
650 |
850 |
850 |
850 |
400 |
400 |
1750 |
400 | |
Высота загрузки материала, мм |
3240 |
3350 |
3520 |
3480 |
3800 |
3675 |
3675 |
3500 |
3800 | |
Мощность привода смесительного барабана, кВт |
40 |
37 |
38 |
38 |
70 |
50 |
50 |
75 |
90 | |
Базовый автомобиль |
МАЗ-503 |
КамАЗ-5511 |
КамАЗ-5412 |
КрАЗ-250 |
Седель- ный тягач |
КрАЗ-258 | ||||
Габаритные размеры, мм: |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
длина |
6630 |
7280 |
7380 |
7380 |
11200 |
9930 |
9930 |
2630 |
11870 | |
ширина |
2630 |
2500 |
2500 |
2500 |
2500 |
2500 |
2500 |
3500 |
2630 | |
высота |
3420 |
3350 |
3520 |
3480 |
3650 |
3640 |
3540 |
|
3800 | |
Масса технологического оборудования, т |
9,1 |
10,1 |
13 |
14 |
14,9 |
12,2 |
12,6 |
14 |
19 |
Таблица 4.2
Техническая характеристика автобетоновозов
Наименование показателей |
СБ-113 |
СБ-113М |
СБ-124 |
CБ-128 |
А3-32 |
АБ-2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Модель шасси |
ЗиЛ-130Д |
МАЗ-504Г |
КамАЗ-36505 |
КрАЗ-6505 |
МA3-503A |
MA3-503A |
Вместимость кузова, м |
1,6 |
3 |
4 |
6 |
3,2 |
3,2 |
Объем кузова, м |
2,8 |
4,3 |
7,3 |
9,4 |
5 |
5 |
Грузоподъемность, т |
3,8 |
6,6 |
8,5 |
14 |
7,7 |
8 |
Высота, мм: |
|
|
|
|
|
|
загрузки |
2600 |
2675 |
2880 |
3200 |
2700 |
2700 |
выгрузки |
1600 |
1600 |
1200 |
1200 |
1250 |
1250 |
Наклон кузова, град.: |
|
|
|
|
|
|
донной части |
100 |
100 |
90 |
90 |
80 |
85 |
разгрузочной |
60 |
60 |
60 |
60 |
55 |
55 |
Габаритные размеры в транспортном положении, мм: |
|
|
|
|
|
|
длина |
5730 |
5850 |
6790 |
7985 |
6450 |
5780 |
ширина |
2500 |
2600 |
2880 |
2500 |
2500 |
2600 |
высота |
2675 |
2640 |
2880 |
3200 |
2755 |
2930 |
Масса автомашины, т |
5,2 |
7,6 |
10,5 |
11,5 |
7,8 |
8,2 |
То же, в загруженном состоянии |
9,3 |
14,2 |
19,1 |
23,5 |
15,7 |
16,2 |
2.2. Максимальные расстояния доставки бетонной смеси в автобетоносмесителях от бетоносмесительной установки до объекта зависят от начала схватывания цемента в бетонной смеси, скорости ее транспортирования, продолжительности загрузки и выгрузки, а также времени транспортирования и определяются по формуле:
,
где - максимальное расстояние от завода до объекта, км;
- начало схватывания цемента, мин;
- продолжительность загрузки и выгрузки бетонной смеси из транспортных средств, мин;
- продолжительность транспортирования, мин;
- продолжительность укладки бетонной смеси в конструкцию, мин;
- скорость транспортирования, км/ч.
2.3. Максимально допустимые расстояния транспортирования смесей в автобетоносмесителях приведены в табл.4.3.
Таблица 4.3
Вид дорожного покрытия, скорость транспортирования |
Вид транспортируемой смеси, подвижностью, см |
Расстояние при режимах транспортирования, км | ||
|
|
А |
Б |
В |
Жесткое |
Готовая |
|
|
|
|
1-3 |
60 |
80 |
100 |
|
4-6 |
50 |
60 |
80 |
|
7-8 |
40 |
50 |
60 |
|
10-12 |
30 |
40 |
50 |
|
Частично приготовленная |
|
|
|
|
1-3 |
80 |
100 |
130 |
|
4-6 |
70 |
80 |
110 |
|
7-9 |
60 |
70 |
90 |
|
10-12 |
40 |
60 |
75 |
|
Сухая |
не ограничено |
транспортирование не рекомендуется | |
|
Смесь естественной влажности заполнителей до 5% |
150 |
То же | |
|
6-10% |
100 |
" |
Примечания: Данная таблица приведена для температуры окружающего воздуха 20-30°.
Расход воды рассчитывают на указанную в таблице подвижность (проектную); первоначально вводят 45-55% этого количества.
При температуре окружающего воздуха выше 30 °С время транспортирования, приведенное в табл.4.3, уменьшается на 10%, при температуре окружающего воздуха от 20 °С до минус 3 °С - увеличивается на 10%.
3. ДОСТАВКА БЕТОННОЙ СМЕСИ В АВТОБЕТОНОСМЕСИТЕЛЯХ
3.1. В зависимости от вида загружаемой смеси возможна работа автобетоносмесителя в трех режимах.
А. Включение смесительного барабана в пути следования или на строительной площадке за 10-20 мин до разгрузки. Этот режим применяют при загрузке автобетоносмесителя сухой или частично затворенной смесью и последующим приготовлением бетонной смеси с заданной подвижностью при больших расстояниях перевозок (время в пути более 1 ч).
Б. Включение смесительного барабана непосредственно после его загрузки. Этот режим применяют при приготовлении бетонной смеси сразу же после загрузки автобетоносмесителя сухой или затворенной смесью (продолжительность перевозки до 1 ч).
Эти режимы работы автобетоносмесителя применяют при расчлененной технологии ее приготовления.
В. Периодическое включение и выключение барабана в процессе транспортирования бетонной смеси на строительную площадку. При этом режиме за счет периодического побуждения бетонная смесь не теряет подвижности в период перевозки и сохраняет однородность.
Режим В используют при доставке на объект готовой смеси при применении законченной технологии ее приготовления.
3.2. При расчлененной технологии в барабан автобетоносмесителя загружают отдозированные составляющие сухой или частично затворенной смеси.
Сухую бетонную смесь загружают в смесительный барабан автобетоносмесителя и за 20-30 мин до выгрузки затворяют водой при вращающемся барабане. Бетонную смесь в барабане после ее затворения водой перемешивают в течение 15-20 мин при частоте вращения барабана автобетоносмесителя 6-12 мин.
При загрузке в барабан автобетоносмесителя частично затворенной (смоченной) смеси вводят 60-75% требуемого количества воды, остальные - за 10-20 мин до окончания выгрузки автобетоносмесителя. Продолжительность перемешивания смеси при окончательном ее приготовлении 8-10 мин при частоте вращения барабана автобетоносмесителя 10-18 мин. Приготовление бетонной смеси в барабане автобстоносесителя при расчлененной технологии осуществляют в режиме А и Б.
3.3. При законченной технологии конечная продукция - готовая бетонная смесь. Согласно "Руководству по производству монолитных железобетонных работ с применением смесей на пористых заполнителях" (М., 1978) загружать барабан автобетоносмесителя бетонной смесью на заводе необходимо в течение 2,5-3 мин; затем в течение 15-20 мин производят предварительное перемешивание бетонной смеси перед транспортировкой и периодическое перемешивание в течение 5-10 мин в пути следования.
Продолжительность транспортирования в автобетоносмесителях готовой легкобетонной смеси в зависимости от ее начальной подвижности и температуры окружающего воздуха должна быть при использовании водонасыщенных заполнителей не более 45-60 мин, а сухих 30-40 мин. Выгрузку бетонной смеси на объекте надо производить в течение 4-7 мин.
Следовательно, при начале схватывания цемента в бетоне через 180 мин после приготовления смеси и скорости автобетоносмесителя в пути следования 30 км/ч максимально допустимые расстояния транспортирования готовой бетонной смеси от бетонного завода до объекта составят по формуле:
4. ДОСТАВКА БЕТОННОЙ СМЕСИ В АВТОБЕТОНОВОЗАХ
4.1. При доставке бетонной смеси в автобетоновозах от бетоносмесительной установки до объекта ее выгружают в бункер-перегружатель, который используют на объекте для окончательного приготовления частично затворенных смесей и для перемешивания готовых смесей при подаче их к месту укладки с помощью бадьи или бетононасоса.
Технология приготовления и перемешивания бетонной смеси в смесителе-перегружателе барабанного типа (рис.4.1) аналогична технологии приготовления и перемешивания смеси в автобетоносмесителе.
Рис.4.1. Смеситель-перегружатель барабанного типа:
1 - шнек; 2 - приемный бункер; 3 - входное отверстие; 4 - смесительный барабан; 5 - система подачи воды; 6 - бак для воды; 7 - пульт управления; 8 - механизм вращения; 9 - раздаточное отверстие; 10 - гидрооборудование; 11 - привод механизмов
4.2. При использовании смесителя-перегружателя конвейерного типа (рис.4.2) продолжительность перемешивания смеси после введения оставшейся воды затворения - 8-10 мин при частоте вращения винтовых конвейеров 30-40 мин.
Рис.4.2. Смеситель-перегружатель конвейерного типа:
1 - приемный бункер; 2 - корытообразная емкость; 3 - бункер бетононасоса; 4 - шнек бетононасоса; 5 - опора; 6 - ходовая часть (прицеп); 7 - шнек перегружателя
4.3. Принцип работы перегружателя со смесительным барабаном следующий. Доставляемую автобетоновозом бетонную смесь разгружают в приемный бункер и с помощью установленного в нижней части бункера винтового конвейера подают через входное отверстие в смесительный барабан. В смесительном барабане бетонная смесь перемещается к раздаточному отверстию и выгружается в приемное устройство бетоноукладочного оборудования, например, в бункер бетононасоса.
4.4. Перегружатель конвейерного типа перемешивает бетонную смесь с помощью двух винтовых конвейеров, которые и подают ее к разгрузочному лотку.
4.5. При использовании перегружателя в качестве бетоноукладочного оборудования его присоединяют к приемному бункеру насоса, и тогда он может работать не только от автономного привода, но и непосредственно от привода бетононасосной установки.
5. РАСЧЕТ ЧИСЛА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ БЕСПЕРЕБОЙНОЙ ДОСТАВКИ БЕТОННОЙ СМЕСИ
5.1. Необходимое число автотранспортных средств для бесперебойной доставки бетонной смеси с бетоносмесительной установки на строительный объект определяют по формуле:
,
где - продолжительность загрузки автотранспортных средств, мин;
- время нахождения автотранспортных средств в пути от завода на строительную площадку и обратно, мин;
- время маневрирования автотранспорта, мин;
- время выгрузки бетонной смеси из автотранспортных средств, мин;
интервал доставки бетонной смеси на строительный объект, мин, где:
- полезный объем барабана автобетоносмесителя или кузова автобетоновоза, м;
- интенсивность бетонирования, м/ч.
5.2. Принимая полезный объем барабана автобетоносмесителя равным 4 м и интенсивность бетонирования 5 м/ч, находим, что интервал доставки бетонной смеси на строительный объект будет равен:
мин.
При =5 мин, =60 мин, =15 мин, =10 мин необходимое количество автобетоносмесителей составит:
6. ОСОБЕННОСТИ ДОСТАВКИ НА ОБЪЕКТ БЕТОННЫХ СМЕСЕЙ С ДОБАВКАМИ
6.1. При транспортировании бетонных смесей с добавками в автобетоновозах восстановление их свойств достигается путем перемешивания в течение 5-10 мин в смесителях-перегружателях (см. п.5.1). Допустимая продолжительность доставки готовых бетонных смесей зависит от свойств составляющих, типа применяемых химических добавок, вида транспорта и климатических условий. Для ориентировочных расчетов допустимой продолжительности доставки готовых бетонных смесей с основными типами добавок могут быть использованы данные табл.4.4. Во всех случаях продолжительность доставки не должна превышать тех значений, при которых происходит потеря более 25% подвижности транспортируемой смеси.
Таблица 4.4
Основные химические добавки к бетону
Наименование добавок |
Условное сокращенное обозначение добавок |
Стандарт или техусловия на добавку |
Рекомендуемое количество добавок, % по массе цемента |
Ориентировочное снижение расхода цемента, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Пластифицирующие |
|
|
|
|
Сульфидно-дрожжевая бражка |
СДБ |
ОСТ 13-183-83 |
0,1-0,25 |
4-8 |
Пластификатор адипиновый |
ПАЩ-1 |
ТУ 6-03-26-82 |
0,1-0,25 |
- |
Пластифицирующе-воздухововлекающие |
|
|
| |
Мылонафт |
М |
ГОСТ 13302-77 |
0,1-0,2 |
- |
Омыленная растворимая смола |
ВЛХК |
ТУ 81-05-34-73 |
0,1-0,2 |
- |
Этилсиликонат натрия |
ГКЖ-10 |
ТУ 6-02-696-76 |
0,1-02 |
- |
Метилсиликонат натрия |
ГКЖ-11 |
ТУ 6-02-696-76 |
0,1-0,2 |
4-8 |
Нейтрализованный черный контакт (натриевый) |
НЧК |
ТУ 38-101615-76 |
0,1-02 |
- |
Нейтрализованный черный контакт рафинированный |
КЧНР |
ТУ 38-3022-74 |
0,1-0,2 |
- |
Воздухововлекающие |
|
|
|
|
Смола нейтрализованная воздухововлекающая |
СНВ |
ТУ 81-05-75-69 |
0,01-0,02 |
- |
Синтетическая поверхностно-активная добавка |
СПД |
ТУ 38-101253-77 |
0,01-0,02 |
2-8 |
Омыленный древесный пек |
ЦНИПС-1 |
ТУ 81-05-16-71 |
0,005-0,02 |
- |
Микрогазообразующие |
|
|
|
|
Полигидросилоксан |
ГКЖ-94 |
ТУ 11-154-69 |
0,05-0,1 |
2-8 |
Этилгидридсеквиоксан |
ПГЭН |
ТУ 6-02-280-76 |
0,05-0,1 |
- |
Ускорители твердения бетона |
|
|
|
|
Сульфат натрия |
СН |
ГОСТ 6318-77 |
0,05-0,1 |
- |
Нитрид натрия |
НН |
ГОСТ 828-77*Е |
0,5-1 |
2-8 |
Хлорид кальция |
ХК |
ГОСТ 450-77* |
0,5-1 |
- |
Нитрид кальция |
НК |
ТУ 6-03-367-79 |
1-2 |
- |
Нитрит-нитрат-сульфат натрия |
HHCH |
ТУ 38-10274-74 |
1-2 |
2-8 |
Нитрит-нитрат-хлорид кальция |
HHXК |
ТУ 6-18-194-76 |
1-2 |
- |
Суперпластификаторы |
|
|
|
|
Сульфинированные меламиноформальдегидные смолы |
10-0,3 |
ТУ 44-3-505-81 |
0,3-0,9 |
10-20 |
Сульфинированные нафталиноформальдегидные смолы |
С-3 |
ТУ 6-14-625-80 |
0,4-1 |
10-20 |
Модифицированные лигносульфонаты |
ЛТМ |
ТУ 65-08-74-86 |
0,5-0,9 |
10-15 |
|
НИЛ-20 |
ТУ 400-802-4-80 |
0,4-0,6 |
5-8 |
Ингибиторы |
|
|
|
|
Нитрит натрия |
НН |
ГОСТ 19906-74* |
2-2,5 |
- |
Нитрит-нитрат кальция |
ННК |
ТУ 6-03-704-74 |
2-2,5 |
- |
Нитрит-нитрат сульфат натрия |
ННСН |
ТУ 38-10274-74 |
1-2 |
2-8 |
Примечание. Количество вводимых добавок, снижение расхода цемента и область применения добавок уточняют по "Руководству по применению химических добавок к бетону", М., Стройиздат, 1981 и "Рекомендациям по применению химических добавок в бетон" (М., Стройиздат, 1977).
6.2. Для восстановления подвижности готовой бетонной смеси с суперпластификаторами может быть повторно введена эта же добавка в количестве 0,2-0,4% по массе цемента в виде 15% водного раствора непосредственно перед разгрузкой автобетоносмесителя. При этом продолжительность перемешивания готовой смеси с вновь введенным раствором суперпластификатора принимается не менее 5 мин. Этот технологический прием позволяет увеличить подвижность бетонной смеси с 8-12 до 16-22 см с одновременным повышением прочности бетона на 10-20%. Пластифицирующий эффект достигается при повторном перемешивании в течение 5-10 мин доставленных в автобетоносмесителе бетонных смесей на предварительно пропитанных растворами пластифицирующих добавок пористых заполнителей.*
________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
6.3. При доставке готовых бетонных смесей с воздухововлекающими добавками в результате воздействия динамических нагрузок происходит уменьшение воздухосодержания смесей на 1,5-3%, что необходимо учитывать при назначении этого исходного показателя на заводе товарного бетона.
6.4. При транспортировании бетонных смесей на большие расстояния добавки вводят вместе с частью воды затворения непосредственно перед перегрузкой в бетоноукладочное оборудование. Для удлинения срока схватывания цементного теста в приготовленную жесткую смесь вводят добавки-замедлители схватывания типа НТФ.
Добавки вводят из дозировочного бака автобетоносмесителя или смесителя-перегружателя в процессе перемешивания бетонной смеси. Для равномерного распределения раствора добавки по всему объему доставляемой смеси его подачу из дозировочного бака и вспрыскивание осуществляют с помощью сжатого воздуха, подаваемого, например, от ресивера для подкачки шин автобетоносмесителя. Продолжительность перемешивания бетонной смеси после введения добавки должна быть не менее 10 мин при приготовлении в автобетоносмесителях и смесителях-перегружателях барабанного типа и не менее 5 мин - в смесителях-перегружателях конвейерного типа.
6.5. При транспортировании сухих бетонных смесей добавки вводят вместе с водой затворения в пути следования автобетоносмесителя или непосредственно перед его разгрузкой. При этом первоначально вводят 0,8-0,85 количества воды затворения и перемешивают бетонную смесь в течение 15-20 мин, а затем из дозировочного бака вводят раствор добавки и осуществляют окончательное приготовление смеси путем ее перемешивания в течение 5-7 мин при максимальной скорости вращения барабана автобетоносмесителя.